5-13 декабря 2015 года, в преддверии празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне, преподаватели и студенты Казанской духовной семинарии во главе с ректором, митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном, совершили паломническую поездку на Святую гору. Мы публикуем отрывок из дневника одного из студентов, который принимал участие в этом паломничестве Виктора Обозова.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе! Как еще можно выразить ту радость и благодарность, что Господь сподобил посетить Афон... Возвратившись в Казань, мы отслужили благодарственный молебен, ибо, по слову преподобного Исаака Сирина, «благодарность приемлющего побуждает Дающего давать дары больше прежних»...
...Мы плывем вдоль южного берега полуострова Афон. Вот и первая пристань болгарского монастыря Зограф, сама обитель находится в глубине полуострова. На склоне полуострова то и дело появляются одинокие кельи, вокруг которых разбит небольшой огород. Это место подвигов монахов-отшельников.
Вторая пристань — греческий монастырь Дохиар. Он основан сподвижником преподобного Афанасия Афонского и его келарем преподобным Евфимием в X веке. Покровители обители — архистратиги Божии Михаил и Гавриил. Здесь находится икона Богородицы «Скоропослушница».
Третья пристань — греческий монастырь Ксенофонт. Обитель, славная чудотворной иконой великомученика Георгия Победоносца, не сгоревшей в огне во времена иконоборческой ереси.
Наконец, четвертая пристань — Пантелеймонов монастырь — оплот русского монашества на Святой горе. Здесь мы провели 3 дня и 2 ночи, наполненные молитвенным предстоянием в храме. Владыка Феофан по древней, поддерживаемой на Афоне традиции читал значительную часть молитв дневного богослужебного круга.
В понедельник после трапезы наша группа отправилась по монастырям. Поднявшись немного вверх, прибыли в Старый Руссик. Так называется место, где располагался русский монастырь с XI по XVIII вв. В соборном храме полным ходом шла внутренняя отделка, его готовили к великому освящению, которое должно состояться в будущем (2016 – прим.) году, когда будет праздноваться 1000-летие присутствия русского монашества на Афоне1.
Кроме огромного по афонским меркам собора здесь размещается братский корпус и еще один храм поменьше.
Следующая остановка — Карея, столица монашеской республики, административный центр Афона, где расположен протат — центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы.
Здесь же мы осмотрели один из древнейших храмов на Афоне, куда, вскоре после обретения в 982 году, была перенесена чудотворная икона Богородицы «Достойно есть».
Недалеко от Карей находится Андреевский скит. Он был построен во второй половине XIX века русскими монахами, но в 80-х годах XX столетия по оскудению насельников стал греческим. Стоящие на земле рядом с собором колокола наводят грусть: раньше их звон слышен был на весь Афон.
На зимнее время огромный Андреевский собор закрывается, а основные святыни переносят в надвратный храм. Здесь мы приложились к главе святого апостола Андрея Первозванного.
Следующая остановка — монастырь Иверон. Основанный в 980 году грузином преподобным Иоанном Ивером, монастырь принадлежит грекам. После смерти уважаемого всеми святогорцами иеромонаха Венедикта был введен запрет на пребывание их в монастыре.
Когда открыли расположенный прямо в монастырской стене храм, нам предстал величественный Иверский образ Божией Матери. Мы исполнили несколько песнопений Пречистой Владычице нашей Богородице, припали на колена и по очереди подходили приложиться к святыне.
После Иверского монастыря приехали в Ватопед. Обитель названа в память о чудесном спасении Богородицей Аркадия — одного из сыновей императора Феодосия (вато — куст, педион — ребенок). Здесь сохранились фрески македонской школы XIV века и прекрасная византийская мозаика. Это единственное место Афона, где имеется мозаика такого типа. В комплексе собора располагаются еще пять храмов и часовен.
В главном соборе, освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, приложились к Поясу Божией Матери, чудотворной иконе «Всецарица», честным главам святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Для нас открыли часовню Богоматери «Утешение», а затем пригласили в уютный архондарик, где по святогорской традиции угостили чаем, узой и рахат-лукумом.
Во вторник владыке Феофану нужно было срочно уехать.
А мы, испросив у митрополита благословения на подъем на гору Афон, отправились в скит святой Анны — матери Пресвятой Богородицы.
Дорога в скит лежала через порт Дафни, у нас было немного времени до отправления парома, чтобы осмотреться. Рядом сосредоточенной молитвенной жизнью жил монастырь Ксиропотам, хранящий самую большую часть Честнаго и Животворящего Креста.
Когда мы отплыли на катере от пристани, нам предстала неприступная крепость — греческий монастырь Симонопетра. Мы проплыли мимо, но впереди у нас была возможность посетить его.
Следующая пристань — Григориат. Обитель была основана в XIV столетии преподобным Григорием Синаитом и его учениками. В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери Галактотрофуса («Млекопитательница»).
Далее на пути — монастыри Дионисиат и святого Павла, а также принадлежащий второй обители Новый скит, где в XVIII веке подвизался преподобный Никодим Святогорец, а в XX веке — Иосиф Исихаст со своими учениками Иосифом младшим Ватопедским и Ефремом Филофейским.
На следующей остановке мы вышли на причал и, нагрузив мулов нашими вещами, начали восхождение на высоту 360 метров — хорошая разминка перед подъемом на гору. Склон достаточно крутой, подъем по серпантину занимает около 40 минут, а в самом скиту монахи уже готовятся принять паломников и оказать им святогорское страннолюбие.
Скит святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы — древнейший на Святой Горе.
В административном отношении он подчиняется Великой Лавре. Он известен строгостью своего устава. Главная его святыня — бережно сохраняемая стопа праведной Анны. Святая Анна имеет особую благодать предстательствовать за бесплодных супругов и страждущих младенцев.
Помолившись за ранней Литургией в скиту святой Анны, мы начали подъем на гору. Всего на пути к вершине горы Афон от скита святой Анны установлены четыре поклонных креста — в напоминание о страданиях и муках Спасителя, которое укрепляет в безропотном терпении трудностей на узком пути добродетели.
Поднявшись еще немного, мы оказались на покрытом дубами горном плато, здесь высится поклонный крест и соединяются тропинки, ведущие на вершину Афона от малого скита святой Анны, а также от скитов святого Василия и Катунаки.
Снова крутой подъем и острые камни под ногами. Для подъема в гору желательно иметь палку. Те, кто ею не запасся, приспособили под нее попавшуюся ветку. Почти через три часа восхождения перед нами открылась вершина, находящаяся на высоте 2033 метров.
На высоте около полутора тысяч метров находится келья Панагия с храмом в честь Преображения Господня. По преданию, сюда поднималась Сама Богородица. Здесь водружен еще один поклонный крест. В келье есть все необходимое для паломников, чтобы отдохнуть и набраться сил перед финальным рывком к вершине горы.
Мы позвонили в колокол перед входом в келью. К нам вышел подвизающийся здесь русский монах Алексий. Он попросил дать ему несколько минут, чтобы закончить молитвенное правило, после чего оказал нам гостеприимство, затопил печь и вскипятил воду.
Попив чаю, мы стали готовиться к молебну с акафистом Богородице — и, подобно послам князя Владимира в Константинополе, уже не помнили, где были: на земле или на небе.
Время шло — нам пора было спускаться, чтобы успеть до темноты. Это немного легче подъема, но все же требует осторожности, чтобы не споткнуться и не подвернуть ногу. В таких местах особо познается сила молитвы — по милости Божией все члены нашей группы поднялись и спустились успешно.
С этого дня и до окончания нашего путешествия нас сопровождал Алексей Лебедев — однокурсник игумена Евфимия по Московской духовной академии, живущий ныне в Греции и прекрасно знающий греческий язык.
Когда из скита святой Анны мы прибыли в Дафни, Алексей встретил нас и сразу повез в монастырь Симонопетра — в переводе «скала Симона».
С дороги эта обитель не кажется такой неприступной, как и с моря. Монастырь основан в 1257 году на скале по особому откровению. К сожалению, нам не удалось приложиться к главной святыне монастыря — частице левой руки святой Марии Магдалины, которая остается нетленной две тысячи лет и сохраняет тепло человеческого тела.
После посещения этой древней обители мы отправились в Карею, где есть странноприимный дом для паломников, который относится к монастырю Новый Эсфигмен. Сюда мы приехали по приглашению отца Иосифа и здесь провели последнюю ночь на Афоне. Среди образов на стене гостиной были родные нам Казанская икона Божьей Матери и образ святого праведного Иоанна Кронштадтского.
После обеда мы отправились в Ильинский скит. Он основан в 1757 году преподобным Паисием Величковским. В начале XX века в нем подвизалось более 500 русских монахов. В настоящее время обитель принадлежит грекам.
Игумен Евфимий отворил двери братского собора в честь пророка Божия Илии, и нашему взору открылся огромный четырехъярусный резной позолоченный иконостас. Он был изготовлен в России, на позолоту ушло две тонны золота.
В Ильинском скиту находится чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, заплакавшая в день начала Крымской войны, образ Богородицы «Млекопитательница», частицы пелен Спасителя и мощи многих святых.
Под храмом на двух этажах обширных подвальных помещений расположен музей, где собраны церковная утварь, а также уникальные предметы дореволюционного быта и орудия труда монахов начала прошлого века.
После посещения Ильинского скита мы отправились в гости к старцу Макарию, ученику старца Ефрема Филофейского, который, в свою очередь, имел своим наставником геронду Иосифа Исихаста. Во многом благодаря ему произошел подъем монашества на Афоне в XX веке.
После беседы за чашкой чая отец Макарий показал нам библиотеку, в которой были и творения русских богословов. Отец Макарий с почтением говорил о трудах святителя Игнатия (Брянчанинова).
Затемно мы вернулись в странноприимный дом отца Иосифа, помолились и легли спать.
Следующий день начался с молитвы — были совершены утреня с литургией. Игумен Евфимий возглавлял богослужение, семинаристы пели, читали и причастились Святых Тайн.
После завтрака собрали сумки и отправились в Дафни, чтобы покинуть Афон. Перед отплытием оставалось немного времени, чтобы посетить местные лавки и купить подарки.
Вечером этого же дня мы были уже в Салониках. Алексей рассказал нам историю города и показал храм Вознесения Господня. По преданию тут находится место, откуда проповедовал апостол Павел. Напоследок мы посетили базилику великомученика Димитрия Солунского и кафедральный собор святителя Григория Паламы.
__________________________
1 Храм освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 мая 2016 года.