Живём мы, да и живём себе. Утром встаём, вечером ложимся. Из дома на работу, с работы домой. Устало живём. По вечерам Малахова смотрим — на другое сил нет. Утром в маршрутке трясёмся, то ли едем, то ли спим. И на службе всё разговоры какие-то… Мелкие, что ли. Кто на кого за что обиделся, большая ли премия нынче будет, почему из окна дует.
А ведь Христос, Который вчера и сегодня Тот же, за нас умер. Его кровью Крест облит. За нас облит — погрязших в суете и мелкоте.
Святые будут судить мир. Люди, такие же, как и мы, станут живым примером для нас и доказательством, что можно было, оказывается, жить, и Бога не гневить своей жизнью. Жить, и думать о чём-то другом. Не о сквозняке из окна думать, а о Господе.
Один из тех людей, которых изображают на иконах, святитель Тихон Задонский, продолжит сегодня объяснять нам, почему нам просто необходимо проснуться, отхлестать себя по щекам и изменить жизнь. В прошлый раз святой епископ рассказал нам, что, оказывается, спасения нашего не просто хочет, а алчет и жаждет Сам Бог — и это, действительно, веская причина для покаяния. А сегодня — о следующем пункте.
Требует этого [покаяния] от нас чудесная забота Сына Божьего о нас, воплощение, смиренная жизнь на земле, страдание и смерть — всё это Он совершил ради нашего спасения. Но всё это бесполезно для тех, кто не кается, не хочет себя исправить и принести плоды покаяния — Бог сильнее осудит их, ведь они презрели такую благодать.
Слышишь и читаешь в святом Евангелии, грешник, насколько смиренно Избавитель пришёл к нам спасти нас (это показывают ясли и пещера, в которых Он родился) — а ты хочешь жить в гордости.
В какой нищете пожил на земле ради тебя, так, что Сыну человеческому негде было голову приклонить — а ты ненасытно стремишься к имениям и богатству.
Сколько лет на земле трудился ради твоей души — а ты не заботишься и не трудишься о своём спасении, и всё это презираешь.
Как плакал о твоей погибшей душе, когда во дни земной жизни молился, и с крепким воплем и слезами приносил молитвы к Могущему спасти Его от смерти — а ты не хочешь вздохнуть и пролить слёзы о своей душе, пожалеть о своих грехах.
Какие кощунства и издевательства ради тебя вытерпел — а ты не хочешь обиды стерпеть от ближнего своего, но злобствуешь на него и пышешь жаром мести.
Вспомни, как скорбел, тужил, ужасался, обливался кровавым потом — ты же не хочешь потужить, поскорбеть и поболеть о своих грехах, которыми оскорбил величие Бога, и безумно проводишь в развлечениях свои дни.
Как страшно поруган, осмеян, оплёван, избит и изранен был ради тебя — а ты чести и славы в этом мире ищешь, и хочешь прославиться, земля и пепел, бедный и отверженный…
Как ужасно измучен, распят, посреди разбойников повешен, ко кресту гвоздями прибит, и бесчестно ради тебя умер — ты же в удовольствиях и роскоши земной не перестаёшь утешаться.
Вот эта Его несказанная любовь и благодать взывает к нам, чтобы развернулись мы и прекратили преступную жизнь, и покаялись, и проводили «в благоговейном страхе весь срок своего пребывания на чужбине», ведь «не тленным серебром или золотом вас выкупили на свободу от этого бренного существования, что досталось вам от отцов, но драгоценной кровью Христа, как кровью непорочного и чистого ягнёнка» (Первое послание Петра, 1, 17-19).
О том, почему ещё нам просто необходимо покаяться — в следующий раз.
Пересказ на современном русском языке, при подготовке публикации использованы Библия (РБО, Москва, 2011), Новый Завет (Сретенский монастырь. Москва, 2016), «Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского» (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1994).