Отчаяние преодолевается тогда, когда мы свою жизнь открываем для другого

  Количество просмотров

Проповедь клирика храма благоверных Ярославских чудотворцев города Казани иерея Глеба Кривошеина в день памяти святителя Гурия Казанского

Сегодня мы воспоминаем в молитвах первого архиепископа Казанского — святителя Гурия. В миру он носил имя Григорий. В молодости он вступил на служение князю Ивану Пенькову, но, будучи искренним и верным человеком, усердным в трудах, он стал управляющим в доме своего господина. И дальше со святителем Гурием случилось то же, что и с библейским праотцем Иосифом. Святителя Гурия оклеветали, сказав, что он посягал на жену своего господина, а затем посадили в темницу. Мы знаем, что Иосиф был одним из двенадцати сыновей ветхозаветного патриарха Иакова, которого братья продали в рабство в Египет. Поначалу он пользовался уважением у своего хозяина, так же, как и Гурий, потому что был усерден, но потом его оклеветали и посадили в темницу.

В Казани почтили память святителя Гурия Казанского

Конечно, святителю Гурию не дало отчаяться именно богооткровение о том, что подобное уже было. Наверняка он соотносил свою жизнь, свои невзгоды с жизнью библейского праотца и пытался найти выход из ситуации возможного отчаяния. А по-человечески очень естественно в такой ситуации отчаяться. Как так? Служил человеку, доверившись ему всей душой — и тут тебя оклеветали! Казалось, каждый из нас вознегодовал бы, возроптал бы, а он — нет. Святитель Гурий не стал роптать, уподобившись примеру Иосифа.

Почему они смогли преодолеть этот натиск отчаяния? Потому что в какой-то момент забыли о себе и задумались о других. Из Ветхого Завета мы знаем, что Иосиф стал толковать сны своих сокамерников и помог одному из них не потерять надежду. Святитель Гурий стал думать о тех, кто снаружи — о детях, о тех, кто должен был изучать грамоту и изучать Слово Божие — Библию. И он стал писать азбуку, забыв о своей беде и думая только о том, как помочь тем, кто снаружи — детям.

Напомню, что до Петра I никакой системы образования, по сути, не существовало. Дети учились читать по Псалтири, потому что азбуки не было, и Григорий начал работу над учебным пособием. Возможно, конечно, что не он один занимался этим трудом. Азбука распродавалась его помощником, а вырученные деньги раздавались нищим.

Глядя на этот подвиг святителя Гурия, мы можем для себя сделать вывод, что отчаяние преодолевается тогда, когда мы свою жизнь открываем для другого, когда мы выходим за рамки своей ограниченности. Да, есть такая опасность, что внутри будет пустота. Возможно, этого не избегал никто. Сам по себе человек может опустеть, но если он откроет двери своего сердца для Бога, для боли или для радости близкого человека, то тогда в его жизни появится смысл, и он сумеет преодолеть отчаяние.

Сегодня мы, вспоминая подвиги святителя Гурия Казанского, всем сердцем обращаемся к нему в молитве, чтобы он укрепил нас на нелегком пути веры, на нелегком пути надежды и самом трудном пути — любви к Богу и к своим близким. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления