Проповедь настоятеля Никольского кафедрального собора города Казани протоиерея Иоанна Барсукова за Божественной литургией в день памяти святителя Николая Чудотворца
Великий, радостный, престольный праздник собрал нас, дорогие братья и сестры, под своды этого намоленного храма. Святитель и чудотворец Николай, память которого мы с вами светло прославляем ныне, прожил удивительную жизнь — он настолько стяжал силу духа перед Богом, был такой крепчайшей веры, что Господь наделил его даром чудотворения. 1700 лет тому назад архиепископ малого города Византии прожил так, что мы с вами здесь, в России, почитаем его как русского святого. Действительно, живут праведники во веки.
И вот мы с вами, православные христиане, вновь и вновь задаемся вопросом: почему так прославляем этот великий угодник Божий? И читая его житие, братья и сестры, мы вспоминаем 2-3 его знаменитых чуда, которые, кстати, изображены в росписи на стенах нашего храма.
У одного купца было три дочери, и он, впав в крайнюю нищету, решил путем продажи их тела исправить свое материальное состояние. Но святитель Николай «нощию узельцы три злата таяся подал еси» — подал милостыню тайно ночью, и эти молодые, красивые, благочестивые девушки благодаря его помощи были избавлены от позора.
Мы знаем еще одно знаменитое чудо, как в городе Миры, архиепископом которого был святитель Николай, мэр города несправедливо осудил на смертную казнь троих людей, и когда палач занес уже меч над несчастными, святитель — епископ города является и требует пересмотра дела, ибо выясняется неправда судьи. Чудо? Чудо.
Нам известно еще одно чудо святителя Николая. Он решил посетить святыню Гроба Господня, и когда плыл по Средиземному морю, поднялась такая страшная буря, что не было никакой надежды на спасение. Святитель начал усердно молиться, и буря стихла. А один матрос упал с мачты и лежал ничком так, что все поняли, что он мертв. Простершись над ним, святитель восставил его, воскресил.
А еще мы знаем, что Николай Чудотворец присутствовал на Первом Вселенском Соборе и дал пощечину нечестивому Арию, еретику. Ведь если бы та ересь, которую он проповедовал, что Христос не был Господом Богом, что Он был тварью, распространилась, то тогда она разрушила бы Церковь, которая до сегодняшнего дня не просуществовала бы. Он заушил Ария, ибо святитель был правилом веры, образом кротости, воздержания учителем.
И опять вопрос: но почему так славен и так велик святитель Николай? Почему мы строим храмы в честь него? Мы знаем императоров, завоевателей, мы знаем полководцев, знаменитых строителей, но есть ли между ними связь? Они не более чем на страницах истории. Любые выдающиеся люди сокрыты, как составляющие некий исторический пласт, и отдалены от нас бездной веков. А вот святитель и чудотворец Николай никогда нами не будет забыт по одной простой, но сверхъестественной причине — потому что он и до сего дня являет свое чудо, присутствует своим духом среди нас. И эта связь непостижимая — через глубину, через толщу тысячелетий, и через века мы ее ощущаем. Чудо? Конечно!
Ведь 1700 лет назад он жил в Византии, а мы на Руси сегодня стоим здесь, ибо он с нами. Да, сегодня день памяти, но придите сюда в среду вечером — самый будничный день, а здесь мы поем акафист святителю Николаю. Чудо? Да.
Скажите, есть ли такая незримая связь с каким-нибудь знаменитым ваятелем, строителем, полководцем, правителем, императором? Кроме памяти нет ничего. Со святыми есть связь духовная, ибо Церковь наша разрушает границы времени. Здесь, где мы стоим, разрушаются естества уставы. Мы с вами составляем Церковь воинствующую. Что это значит? Это значит то, что мы призваны здесь не арбалеты и кинжалы носить на поясе, но как поучает апостол Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6,12). Вот какова должна быть наша «духовная брань», как называют ее святые отцы. И все, кто здесь стоит сейчас, мы все имели вчера вечером и сегодня утром некую духовную брань, ибо мы же решили пойти в храм и здесь предстать перед святым алтарем и перед святой иконой святителя Николая, и побороли искушение, побороли свою косность, маловерие и пришли сюда.
Те святые угодники Божии, которые на Небесах, у Престола Божиего, составляют Церковь торжествующую. Так вот, между Церковью, торжествующей на Небе, и Церковью, воинствующей на земле, есть незримая связь. Когда мы стоим здесь, перед Престолом Божиим, все святые и святитель Николай вместе с нами молятся перед Престолом Владыки нашего и Господа. Не зря каждую Литургию мы слышим: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся».
Так вот сегодня, дорогие братья и сестры, прославляя великого угодника Божиего, помолимся, чтобы для каждого из нас он стал бы правилом веры. Как он ратовал за чистоту веры на Первом Вселенском Соборе. Святителю отче Николае, наставь нас не уклоняться от святоотеческого наследия, будь для нас ходатаем, правилом веры и воздержания учителем.
Помолимся нашему великому защитнику, который присно с нами в наших молитвах, в наших сердцах, который для нас «денница незаходимого солнца», как мы поем в акафисте — «свеще, Божественным пламенем возженная», святителю отче Николае, величаем тебя и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего. Аминь.