Вечером 6 января 2017 года, в канун праздника Рождества Христова, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан возглавил служение великого повечерия и утрени в Никольском кафедральном соборе города Казани.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора во главе с отцом настоятелем протоиереем Иоанном Барсуковым.
Песнопения всенощного бдения исполнил смешанный хор под управлением Николая Беляева.
По завершении вечернего богослужения глава Татарстанской митрополии обратился к собравшимся.
«Давайте проанализируем, что происходило две с лишним тысячи лет тому назад. Адам и Ева были изгнаны из рая. Род израильский, которому Богом было определено хранить Его законы и заветы, нередко отступал от этих законов и в результате получал наказание. Первое убийство Каином Авеля, за богоотступничество — потоп, пленения, нападения язычников…
Но были пророки, которые хранили истинную веру и поддерживали народ, ибо Сам Господь при изгнании из рая дал Адаму и Еве надежду, что настанет время и родившийся от Девы Христос спасет род человеческий от проклятия и неминуемой вечной смерти, которая — в отлучении от Бога.
Накануне Рождества Христова, с одной стороны, человечество развратилось — наверное, как и мы сейчас. С другой стороны, были души, которые с трепетом ждали Рождения Христа — даже такие люди как волхвы, которые не были правоверными иудеями, верующими во Единого Бога. Но Промыслом Божиим им было явлено, что рождается кто-то необыкновенный. И они пошли вслед за звездой, чтобы поклониться Богомладенцу.
Несколько дней назад по благословению Святейшего Патриарха Кирилла я посетил Палестину, святые места. И решил из Назарета проехать в Вифлеем — это несколько часов езды. Я ехал, любуясь природой, суровой, нередко пустынной. И перед глазами всплывала картина: вот Она, отроковица, Которая готовится стать матерью. Ей тяжело, но она вынуждена со своим мнимым мужем Иосифом исполнить закон римского императора — пойти и принять участие в переписи населения в Иерусалиме.
Кто же идёт? Одна из земнородных, которая по естеству имеет во чреве плод, но зачатый не по естеству, а от Духа Святого, ибо у нее и девство сохраняется. Но тяжесть естества есть и на Ней. Настало время рожать. Очевидно, был плач от того, что негде приютиться. Попытка найти ночлег в гостинице оказалась безуспешна. И они нашли пещеру, в которую загоняли скот.
Матерь Божия имела во чреве Господа, зачатого от Духа Святого. Рождается от Неё Тот, Которого тысячелетиями ждало человечество, рождается Богочеловек. Нам никогда этого не понять и ни в какой религии этого нет. В том суть христианства, Православия, что Бог милующий нисходит на землю, воплощается от Девы Марии, берет на Себя человеческую плоть, чтобы нас очистить и спасти.
Конечно же, ангелы были в удивлении, ведь они видят Его на небе — Господь не оставил Своего престола с Богом Отцом и Духом Святым. И одновременно вот эта картина, когда Бог не имеет, где главу преклонить. Так человечество встретило Сына Божия. И если бы только так! Ирод намеревался найти и убить Младенца, так как боялся, что Он — будущий царь, который займет его престол. Но Царство Христово не от мира сего.
Ангелы в этом пустынном месте поют, прославляя Бога, воплотившегося на земле, ибо они постоянно с Богом. Но там видят и славят Его на Престоле, а здесь — в земном сиротстве. Они поют: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».
А теперь обратимся к нашему времени. Правильно ли мы понимаем величие Рождества Христова, а затем Его проповедь, Его чудеса на земле? Он исцелял слепых, хромых, бесноватых, воскрешал мертвых, а в итоге Его предали на распятие фарисеи и саддукеи. Формально это были праведники, исполнявшие букву закона, но не имевшие самого главного — представления о Боге, как о Боге любви. Они ждали, что Бог даст им власть и силу над другими людьми и народами в целом.
Господь пострадал на кресте, умер страшной смертью и затем воскрес, вознесся на небо. Христос сказал, что верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную (см. Ин. 3:15). Мы говорим, что мы верующие. Но ведь было также сказано, что исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин. 2:17).
В эту Рождественскую ночь каждому из нас предстоит мысленно пройти свой жизненный путь, предстоит мысленно встать в Вифлеемской пещере, преклонить колена своего сердца и с надеждой и верой сказать: «Я верю, но моя жизнь не соответствует заповедям Твоим. Ты, Всесильный Боже, пришел на землю ради меня, и в эту святую ночь коснись моего сердца, дай мир душе моей. А я в меру своих сил и возможностей буду жить так, как Ты повелел». Поверьте, что Господь милостив и долготерпелив. Мы только малый шаг сделаем к Нему, а Он уже готов обнять нас, согреть Своей любовью и дать нам силы жить по Его заповедям. Аминь».