Проповедь благочинного Покровского округа Чистопольской епархии протоиерея Виталия Кузьмина в Неделю о Закхее
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня за Литургией мы с вами слышали отрывок из 19-й главы Евангелия от Луки, в которой рассказывается о посещении Господом Иерихона. Один богатый человек —начальник мытарей Закхей — узнал об этом и захотел встретиться с Иисусом, но не смог приблизиться к Нему из-за большого скопления народа. Он был маленького роста, поэтому решил влезть на дерево, чтобы хотя бы увидеть Господа. Когда Спаситель проходил мимо, Он поднял голову и сказал Закхею: «Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя дома».
Почему Господь избрал именно Закхея? Почему Он напросился к нему в гости? Христа приглашали многие, но Он выбрал именно Закхея. Почему? Потому что Спасителю надо было в Иерихоне остановиться у кого-нибудь, а Закхей оказался тем человеком, который хотел этого больше всех. Он не просто желал встретиться со Христом — он желал изменить свою жизнь, потому что уже давно испытывал духовный голод. Он был очень богатым человеком. Мытари быстро обогащались, а он был не простым мытарем, а их начальником. Он уже достиг предела своих желаний, он уже пресытился. Если человек строит честолюбивые планы, то Господь ему не нужен. Но Закхей испытал разочарование, когда исполнились все его земные желания. Карманы набиты, а душа пустая.
Закхей испытывал сильный духовный голод. И чтобы увидеть Христа, он как мальчишка влез на дерево — настолько он изголодался по духовному.
И Господь сразу откликнулся — так всегда в жизни и происходит. Если у кого-либо есть большое желание встретиться с Господом, то это обязательно произойдет, даже если он самый страшный грешник и всеми презираемый человек. Евангелист Лука помнит имя этого человека — это значит, что Закхей стал христианином, то есть его покаяние имело конкретные плоды. Ведь важно не просто встретиться с Богом, а развивать свои отношения с Ним, потому что вера всегда требует развития.
В духовной жизни действует принцип велосипеда. Велосипед устойчив только тогда, когда он движется. Как только движение прекратится, он упадет. То же и в духовной жизни. Если ты решил остановиться и отдохнуть, то очень скоро обнаружишь, что откатился назад. На той неделе в церковь не пошел, вчера вечернее правило пропустил, а потом заметишь, что храм посещаешь и молишься уже без особого желания.
Чем ты питаешь свою душу каждый день? Сколько времени ты тратишь на молитвы, на духовную литературу и богоугодные дела? Пятнадцать минут молишься утром и двадцать — вечером. Еще пять минут читаешь главу из Евангелия. Наверное, это все.
А сколько времени ты тратишь на телевизор? Сколько времени ты тратишь на интернет и на пустые разговоры? Тут наблюдается перевес, и он явно не в пользу души.
Некоторые говорят: «Сейчас время трудное. Раньше хоть святые были, а сейчас…». Да, время непростое, но и в наше время люди спасаются, и в наше время есть святые. Недавно отпевал человека, которого можно назвать святым. Это клирик нашего храма, диакон Иоанн Агапов, который преставился накануне Крещения —18 января. Отпевали мы его в день его ангела — в Собор Иоанна Крестителя. Многие, конечно, его не знают, потому что он в последние годы уже не служил по причине болезни, но мы с ним постоянно общались, и он исповедовался и причащался. Последний раз мы виделись 15 января, когда он принял Святое Причастие. Это был святой жизни человек и при этом наш современник.
Святой не значит безгрешный. Безгрешных людей не бывает. Священное Писание говорит: «Все согрешили, и лишены славы Божией». Святой — это тот, кто несмотря на свою греховность, поврежденность и страстность, изо всех сил пытается приблизиться к Богу. Святой — тот, кто пытается настроить антенну своей души на волны Божественной благодати, Божественной любви и Божественной силы. Знаете, как можно распознать настоящего христианина и настоящего святого? По его отношению к страданию. Моя бабушка Татьяна всегда говорила: «Вот хоть что, только бы не паралич, чтобы не быть никому в тягость. Хуже нет, когда не можешь даже повернуться».
Отец Иоанн находился именно в таком положении. Последние два года он буквально был прикован к кровати. Он не мог даже самостоятельно повернуться, каждое движение вызывало боль. И ни разу не было такого, чтобы он возроптал. Даже намека не было на какое-то недовольство и раздражение. Я у его сына спросил, не раздражает ли его что-нибудь. Он ответил: «Нет. Сам удивляюсь».
Когда люди болеют, то у них обычно бывает только одна мысль: «Господи, когда же все это закончится?!». У отца Иоанна подобных мыслей не было. Он не спрашивал, когда пройдет болезнь. Потому что знал, что Богу виднее, что нам полезно, а что — нет. Он безгранично доверял Господу и уповал на Промысл Божий. А как это возможно? Как это он достиг? Как он это стяжал? Через молитву. Отец Иоанн постоянно молился и всегда созерцал Господа.
Я однажды предложил отцу Иоанну поставить в его комнате телевизор, чтобы он мог смотреть православные телеканалы «Спас» и «Союз». Говорю: «Все интересней будет, веселее». А он отвечает: «Мне телевизор не нужен. С Богом скучно не бывает». Он постоянно находился в молитве.
Владыка Пармен рассказывал, что когда у него умирала мама, ей предлагали сделать обезболивающие уколы. У нее был рак, она испытывала сильные боли, но несмотря на это, она отказывалась от наркотических анальгетиков: «Я хочу умереть в ясном уме и твердой памяти. Я хочу умереть в молитве». Видите, как люди держались за молитву. А вы говорите, что святых сейчас нет.
И в наше время есть святые люди, просто их не видно, ведь святость, как правило, тиха и незаметна. Сегодняшний евангельский отрывок говорит о том, что Господь всегда откликается на наши молитвы и упования. Бог Сам ищет встречи с нами — от нас лишь требуется не отталкивать Его. Аминь.