Это было сто лет назад, так недавно и так давно…

  Количество просмотров

Сегодня 2 марта по старому стилю. Ровно сто лет назад в вагоне, остановившемся на станции «Псков», император Николай II отрекся от престола Государства Российского.

Мы опубликуем сегодня несколько официальных материалов, размещённых вскоре на первых полосах «Известий по Казанской епархии». После этих манифестов, воззваний и обращений в газете идут стандартные списки вакантных мест в приходах, некрологи, распоряжения епархиального руководства, даже воспоминания об «апостоле инородцев» Николае Ильминском… Но всё это — мимо, всё это — не к месту, всё это — уже не вовремя. Краеугольный камень большой империи, считающей себя православной, был кем-то вынут из кирпичной кладки, и империя рухнула.

Предваряя ваше чтение исторических материалов, мы попросим о духовной трезвости и рассудительности. Прошло сто лет (много или мало?), и за эти годы единого исторического мнения по поводу того события на псковском вокзале нет. Устоялась версия о безвольном царе, потерявшем поддержку армии — но версия эта шита белыми нитками коммунистических идеологов. Есть попытки доказать подлог и мистификацию отречения. Кто-то призывает всенародно каяться в грехе убийства царя-страстотерпца. Некоторые поднимают знамёна с гербом империи, и призывают восстановить православное государство…

Всё это требует, повторим, духовной трезвости и рассудительности. Ещё требует знаний. Не разговоров на кухне с соседом, любящим политическую историю, а неких хороших книг — и не одной. И ещё требует… молитвы. Об этом пишет протоиерей Андрей Ткачёв в своей статье «О последнем Государе».

«Нужно попросить самого венценосного мученика откликнуться на наши недоумения, подать знак или голос, как это бывает со святыми. Мы зовем, они слышат. Мы просим, они исполняют просимое. Стоит по разным храмам (может, и всем вообще без исключения) нашей земли пропеть акафист, отслужить молебен, совершить бдение и навострить ухо. Не будет ли от Небес ответа?».

Итак, если вы хотите разобраться в этой большой трагедии, что случилась с такой великой, но при этом в чём-то главном глубоко ошибавшейся большой страной; если вы хотите понять, кто же такой царь Николай II, то читайте хорошие книги. И молитесь — тому, кто теперь высоко, и видит, наверное, историю мира в перспективе. Святой страстотерпец Николай силен помолиться о вас в ответ, силен натолкнуть на верные мысли.


Высочайший манифест об отречении Императора Николая II от престола государства Российского

Божией милостию, Мы Николай Второй, Император Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочее, и прочее, и прочее.

Объявляем всем Нашим верным подданным.

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа и все будущее, дорогого нашего отечества требует доведения войны во что бы то ни стало до победного конца.

Жестокий враг напрягает последние силы и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными союзниками нашими сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России, почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от Престола государства Российского и сложить с Себя Верховную власть.

Не желая расстаться с любимым Сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу. Благословляя Его на вступление на Престол государства Российского, заповедуем брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу во имя горячо любимой Родины.

Призываем всех верных сынов отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему вместе с представителями народа вывести государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано: НИКОЛАЙ

2 марта, 15 часов, 1917 г.
Город Псков

Обращение к народу Великого Князя Михаила Александровича

Тяжкое бремя возложено на Меня волею брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский престол в годину беспримерной войны и волнений народа. Одушевленный единой со всем народом мыслью, что выше всего благо родины нашей, принял Я твердое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если таковая будет воля Великого народа нашего, которому и надлежит всенародным голосованием чрез представителей своих в учредительном собрании установить образ правления и новые основные законы государства Российского.

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всей полнотой власти впредь до того, как созванное, в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного, тайного голосования учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа.

На подлинном подписано: МИХАИЛ
3 марта 1917 года
Петроград

Воззвание Святейшего Синода к чадам православной церкви

Божией милостию, Святейший Правительствующий Синод, верным чадам православной Российской церкви

Благодать Вам и мир да умножится (2 Петр., 1, 2).

Свершилась воля Божия, Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути.

Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступает в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле. Славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением.

Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных средств, затраченных родиною на защиту от врага, ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины, оставьте в это великое историческое время всякие распри, несогласия объединитесь в братской любви на благо Родины, доверьтесь Временному Правительству, приложите все усилия, чтобы трудами, подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни, общим разумом вывести России на путь истинной свободы, счастья и славы.

Святейший Синод усердно молит всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания временного Российского правительства, даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов великой Российской Державы да управит на путь братской любви для славной защиты родины от врага и безмятежного мирного её устроения.

Смиренный Владимир митрополит Киевский, смиренный Макарий митрополит Московский, смиренный Сергий архиепископ Финляндский, смиренный Тихон архиепископ Литовский, смиренный Арсений архиепископ Новгородский, смиренный Михаил архиепископ Гродненский, смиренный Иоаким архиепископ Нижегородский, смиренный Василий архиепископ Черниговский, протопресвитер Александр Дернов.

Указ из Казанской Духовной Консистории причтам всех церквей Казанской епархии

Препровождая при сем Манифест об отречении Государя, обращение к народу Великого Князь Михаила Александровича и два экземпляра воззваний — одно к пастырям и второе к пасомым, Духовная Консистория предлагает Вам прочитать Манифест, обращение и воззвание к пасомым в первый же праздник по получении указа с приложением, предварив это соответствующим своим кратким словом. Вместе с сим Консисторией предлагается за службами церковными на ектеньях Великой и Сугубой, а также на Великом входе, в многолетствованиях и в молитвословиях возглашать вместо Государя Императора и Царствующего Дома: «о Богохранимей Державе Российстей и Благоверном Временном Правительстве Ея». В конце последования утрени и вечерни вместо: «Утверди, Боже, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора и Святую Православную Веру, православных христиан во век века», петь так: «Утверди, Боже, Святую Православную Веру, православных христиан во век века».

1917 г. Марта 9 дня.
Член Консистории, Протоиерей А. Яблоков.
Секретарь В. Соколов.
Вр. п. об. Столоначальника К. Архангельский

Архипастырское послание к возлюбленным о Христе пастырям Богоспасаемой Казанской паствы

«Господь крепость людям своим даст, Господь благословит люди своя миром»

Возлюбленные о Христе пастыри Казанской Церкви. Господь Вседержитель, устрояяй времена и лета, поставляяй цари и низлагаяй и в Своей длани содержав судьбы народов, ниспослал Богоносной родине нашей великие испытания. Он попустил во время столь грозного, столь напряжённого ратоборства нашей отчизны с внешним сильным врагом быть внутреннему неустройству. Теперь у кормила правления Русской землей встало новое временное правительство из избранников народа, которое должно управлять Русской землей вместо отрекшегося от престола Государя Николая II-го и его брата Великого Князя Михаила Александровича впредь до того времени, когда, созванное из представителей всего народа, особое собрание не установит образа правления, какое Всеблагий Господь внушит воле и желанию народа.

В этот исключительный момент, когда наша дорогая родина вступает на путь новой государственной и общественной жизни, мы, служители алтаря Господня, усугубим наши молитвы пред Богом и призовем верных чад Церкви Христовой к горячей мольбе, чтобы Всемогущий Господь, простив наши вольные и невольные прегрешения, благословил начинающуюся новую жизнь отечества нашего Своею благостью, чтобы Он, Всесильный, укрепил и умудрил временное правительство земли Русской в его сужении на благо и славу нашей родины и Святой Православной Русской Церкви, вложил в сердца всех сынов и дщерей отчизны памятование слов апостольских: «всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Римл. 13.гл., ст. 1), даровал послушание правителям не за гнев, а за совесть, единение, мир и любовь между собою, а Христолюбивому воинству нашему и союзникам нашим на враги победу и одоление. Благо отечества требует от нас, чтобы мы своим пастырским словом разъясняли народу смысл совершившихся событий, поучали, что во имя счастья, благоденствия и процветания нашего отечества не должно быть розни и вражды между классами населения, призывали граждан к спокойствию и продолжению мирного труда в доверии к временному правительству, взявшему на себя тяжелую задачу вести государственный корабль в эти грозные дни и подготовить условия, при которых народ земли Русской мог бы свободно выразить свою волю о том, какое он желает иметь у себя верховное правление и основные законы.

В сознании чрезвычайной важности совершающихся событий будем молить и просить своих пасомых не осложнять хода жизни разного рода ненужными резкими выступлениями.

Пребывая неразлучно со своими пасомыми, будем вести их заповеданным нам нашим Пастыреиачальником Христом путем спасения к свету, правде, братской любви и вечной жизни, памятуя, что только «Господь крепость людям Своим даст», только Он, «благословит люди Своя миром».

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Смиренный Иаков, Архиепископ Казанский и Свияжский.
8-го марта 1917-го года.

Воззвание пастырей града Казани к сопастырям Казанской епархии

«В Казани не заметили Февральскую революцию»

Возлюбленные о Христе отцы и братие! Дорогое всем нам отечество переживает грозное время; в истории жизни России совершился переворот громадной государственной важности. Прежнее правительство оказалось совершенно бессильным и неспособным устранить те нестроения и те беспорядки, которые во время продолжительной и тяжелой войны возникли в различных областях государственной жизни. Дело дошло до того, что в богатой хлебом России население столиц и больших городов стало испытывать недостаток в хлебе и других продуктах питания. Среди бедных слоев городского населения и рабочих в столицах и больших городах на почве недоедания стали развиваться недовольство и ропот. Некоторые большие заводы, выделывающие столь необходимые для войны снаряды, стали приостанавливаться вследствие забастовок рабочих. В путях сообщения, в подвозе необходимых предметов питания возникли также расстройство и неурядица. Являлось опасение, что даже наша доблестная армия не будет в достаточной степени снабжена необходимым продовольствием. В душу людей, бескорыстно любящих родину, закрадывалось страшное сомнение, что Россия, при существующих условиях, не сможет довести кровопролитную и упорную войну до победоносного конца, что наше отечество должно будет сдаться на милость жестокого и злобного врага... Государственная Дума, многократно и настойчиво указывавшая правительству на полную разруху внутренней жизни страны, грозившую России страшной опасностью, в конце февраля была распущена вместе с Государственным Советом. Таким образом, вынужденно должен был замолкнуть голос представителей народа, предостерегающий Россию от надвигающейся великой опасности. Но в этот критический момент Государственная Дума, опираясь на доверие и сочувствие народа, совершила великий государственный переворот: устранила старое правительство и взяла власть в свои руки. Главным побуждением, заставившим Государственную Думу решиться на такой смелый и ответственный шаг, была горячая любовь к родине, желание вывести Россию из ее жалкого и беспомощного состояния, из хаоса беспорядка и полной неурядицы во всех государственных делах, — желание спасти отечество и вывести его на путь победы над врагом. Затем 2-го сего Марта последовал манифест об отречении Государя Императора от престола за себя и за своего Наследника в пользу своего родного брата Михаила Александровича. 3-го сего марта последовало заявление Великого князя Михаила Александровича о том, что он решил воспринять Верховную власть над Россией лишь в том случае, если такова будет воля Великого народа Русского, который должен будет установить путем всенародного голосования чрез представителей своих в Учредительном Собрании образ Правления и новые основные законы государства Российского. Таким образом, временное национальное Русское Правительство, возникшее из среды народных избранников, в настоящее время облечено полнотою государственной власти. Поэтому священный долг всех сынов России, любящих свой народ, родину и желающих им блага, повиноваться этому правительству и всеми силами способствовать достижению поставленной им великой цели — устроению России и победы над врагом.

Русское духовенство, особенно сельское, всегда близко стояло к народу; оно и до сего времени является главным духовным учителем и руководителем народных масс в селах и деревнях. Отцы и братия помогите же народу разобраться в совершившихся важных государственных событиях, с церковной кафедры правильно осветите совершившийся государственный переворот. Ведь учение Господа нашего Иисуса Христа, призывающее людей к внутреннему нравственному исправлению и вечному спасению и учрежденная Им и Апостолами Церковь благословляет всякую форму правления и всякую власть, если последняя не препятствует Церкви в достижении ее главной цели — вечному спасению верующих. С истинно христианской точки зрения приемлема всякая государственная власть, если она устрояет правду на земле, защищает слабых от притеснений сильных, если она руководится в своей деятельности началами разумности, справедливости и добра, если она создает возможность, по слову апостола, «тихаго и безмолвнаго жития во всяком благочестии и чистоте» (1 Тимоф. II, 1—2). Поэтому, возлюбленные отцы и братие, прежде всего, призывайте вверенную вам от Господа паству к спокойствию и порядку, разумным словом предотвращайте народ от возможных волнений и смут на почве всевозможных, часто ложных слухов, которые теперь распускаются в темной народной массе людьми злонамеренными. Разъясняйте народу, что армии и населению городов некоторых местностей России нужны хлеб и другие продукты сельского хозяйства; пусть же народ охотно, без принуждения, без утайки продает излишний хлеб и другие продукты своего хозяйства уполномоченным по установленным ценам; в этом спасение России, в этом залог победы над упорным врагом.

В народе теперь много, сравнительно с прежними временами, денег, полученных от казны в виде пайков, от продажи продуктов хозяйства по высоким ценам, от работ на нужды войны и т. п.

Всячески располагайте имущих прихожан покупать свидетельства государственного займа, так как государству нужны громадные деньги на ведение дорого стоящей войны, и стране гораздо выгоднее внутренние, а не внешние займы. Убеждайте народ не бояться за свои сбережения и не брать их из Государственного Банка и Сберегательных касс.

Итак, возлюбленные отцы и братие, проникнитесь важностью переживаемого великого исторического момента и возвысьте свой пастырский голос к просвещению народа в упомянутом направлении. Это наш священный долг пред многострадальной родиной. Да послужит вам примером самоотверженная деятельность Великих архипастырей и пастырей церкви Российской: св. митрополита Филиппа II, св. патриарха Гермогена, Дионисия, Авраамия Палицына и других добрых пастырей, положивших душу свою за овцы. Помните, что благо церкви, благожелательное отношение к духовенству, как к сословию, в обновленном русском государстве, будет зависеть от вас самих, от той или иной вашей деятельности. Бог да будет вам в помощь!

Вернуться к списку

Последние добавления