Проповедь настоятеля Петропавловского собора города Казани протоиерея Сергия Титова в день Всех святых, в земле Русской просиявших
Сегодня мы с вами празднуем не только день всех русских святых, взываем к их молитвенному предстательству, но также сегодня мы чтим память всех святых, на Афоне просиявших. Святая Гора Афон — такая монашеская республика, вмещающая в себя православных со всех сторон света. На Святой Горе Афон представлены все Православные Церкви. Это некая симфония духа, когда множество наших обителей объединяются в единое государство, но там правит не власть, не деньги, не законы, там правит Сам Христос. И это братское отношение друг к другу, и умение друг друга терпеть, разных совершенно людей, ведь даже на Афоне все монастыри разные, у всех разные традиции, бывают какие-то и бытовые конфликты, бывают и непонимания на национальной почве, но, тем не менее, Господь дает силу и благодать жить вместе, жить молитвенно.
В монастырь люди идут не для того, чтобы решать свои проблемы, а наоборот — устраниться от этих проблем. Ведь зачастую современный человек ищет пути решения тех или иных проблем — как завоевать друзей, как лучше заработать денег, как лучше сделать свою карьеру, как лучше выйти замуж и прочее... Современный человек ищет ответ на вопрос: как мы живем? Насколько хорошо мы живем, но не для чего мы живем и не почему мы живем, увы. Если древний человек всегда старался отвечать на вопрос: для чего я живу, мучились этим люди, множество поколений во все века, но приходит эра потребления, которая сейчас царит, и мы все больше думаем о том, как нам лучше жить или как достигнуть того или иного успеха.
Вот те святые на Святой горе Афон, те монашествующие, которые ушли от мира, не искали решения своих проблем, а просто ушли от них к Господу, умерли для этого мира. И каждому из нас Господь завещает быть таким Его последователем, дабы в аскезе провести свою жизнь. Ведь аскетика не только для монашествующих, но по-гречески это значит «подвижничество». А к подвижничеству призывает нас всех Сам Христос. Каждый из нас — это апостол, это тот, кто следует за Господом, ученик Его, молящийся о том, чтобы вся Церковь Его торжествовала, не своего спасения в первую очередь ищущий, но ищущий спасения во Христе Иисусе, Господе нашем, чтобы сам Господь принял нас. Не забывайте об этом.
Соль Русской земли, или Чему поучиться у святых революционеров
И мы помним, что «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25), а кто не будет думать о спасении своем, того будет спасать Господь, того, кто служит Господу от всего сердца, не ради прибыли, не ради достижения. Мы здесь можем попасть в духовный капкан, когда уходя от мира и мирских проблем, мы начинаем искать духовного совершенствования, мы идем по той же схеме — мы опять же в духовной жизни хотим каких-то приобретений, каких-то достижений, самоутверждений: «Вот — я уже достиг большего», и зачастую наша гордость уже говорит нам самим: «Я достойный христианин! Вот раньше, каким я был? А сейчас я стал лучше». И начинаем мы осуждать тех, кто по нашему мнению недостоин, тех, кто еще далек от Господа, тех, кто возможно в грехах, забывая, что мы сами еще недавно в этих грехах валялись, и неизвестно, в какие грехи мы еще впереди впадем.
Нужно всегда помнить о том, что тот, кто ставит подножку своему близкому, сам себе уготовляет впереди капкан, ибо все возвращается, Господь — Судия строгий и праведный, хотя и любвеобильный и милосердный. Но милосерден он только тогда, когда наше сердце открыто Ему. Ведь когда мы в ожесточении карабкаемся наверх, ко спасению, зачастую расталкивая других, этого не любит Господь и не видит такого человека. «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21) — не всякий, кто большим пред Господом мнится быть, войдет в Царство Его. Ибо мы помним притчу о мытаре и фарисее, когда человек все соблюдает, намного больше, чем мы с вами, пребывающие с Господом, намного больше молящийся и соблюдающий все постановления Закона, тем не менее, осужден Богом, потому что его сердце было нацелено на утверждение самого себя, но не на примирение с Господом.
И вот сегодня, вспоминая память святых афонских старцев, вспоминается и преподобный Силуан Афонский, который молился так: «Господи, я недостоин Тебя, и молюсь, чтобы моя душа была во аде». То есть он Господа молит не о спасении, а чтобы во ад войти, ибо считает себя достойным ада, достойным гибели. Но при этом добавляет: «Но я видел любовь Твою, я знаю, насколько ты любвеобилен, я знаю, как Ты любишь нас, как Ты можешь прощать нас». Он не молился о своем спасении, ибо твердо был уверен, что он достоин ада, и просил спасения не себе, а всем своим ближним, даже тем, с кем при жизни были какие-то непонимания, потому что себя считал недостойным спасения. Он знал, насколько любит его Господь и молился о том, чтобы эта любовь простиралась на весь мир.
]
Почему святые — грешники, а мы — хорошие?
Конечно, мы должны помнить о своих проблемах, хотя Господь, как Любящий Отец, знает наши проблемы, и решает их, если мы доверяем Ему, и сердце свое Ему открываем. Но прежде всего, мы должны помнить и о проблемах своего ближнего, и всей общины нашей, и всей Церкви Православной, всего народа нашего и всех других народов, которые исповедуют веру в Господа. Помните о том, что каждый из нас может изменить этот мир своей молитвой, своим сердцем, своим воздыханием ко Господу. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32), — говорит Христос. Сам Господь с нами, никогда наши грехи, и грехи людские, и вся злоба мира не смогут одолеть благодать Господа, не смогут победить Церковь Христову. Помните о том, что Господь нам завещал — что Сам всегда будет с нами, никогда не даст нам погибнуть от смерти, но введет нас в жизнь вечную.
Радости вам Воскресения Христова! Память об этом воскресении всегда зиждилась в сердцах святых, которые шли на смерть, шли на страдания и лишения, жили очень простой, зачастую ущербной жизнью по современным понятиям, лишаясь всего. А мы чуть лишимся чего, и уже у нас трепещет душа, уже скорбим и плачем: «Господи, за что мне это, почему, как же я жить буду»? А они лишались всего, и радовалось сердце, ликовал дух: «Господи, я лишился этого, но приобрел радость Твою и милость твою. Я уже обрел Царство Небесное здесь, на земле», ибо никакое государство мира не может дать ту правду и ту истину, которые дает Небесное Царство. Будем же гражданами Царства Небесного, будем же помнить о нашем Спасителе, о нашем Царе, Который всегда с нами, о Христе Господе нашем. Пусть Он живет в наших сердцах, как Он жил в сердцах мужей, вспоминаемых сегодня, которые были немощны, так же, как и мы, и были у них искушения, но сердцем они были верны Господу и Господь укреплял и вел их к спасению.
Пусть все святые, в земле Русской просиявшие, помолятся о нас, укрепят нас в вере и служении Богу, Церкви Его Святей и своему Отечеству. Аминь.