Публикации

Соль Русской земли, или Чему поучиться у святых революционеров

  Количество просмотров

Если б не было в нашей стране игумена Сергия Радонежского, если б не кормил с руки русского медведя батюшка Серафим Саровский, если б не встречал Пресвятую Троицу преподобный Александр Свирский, если б епископ Тихон Задонский не плакал над Библией, а священник Иоанн Кронштадтский не воскрешал мёртвых именем Христа, если б не молилась в поле блаженная Ксения Петербуржская, и молчал бы святитель-хирург Лука Крымский… Разве такой была бы современная Россия? Нет. И ещё раз: нет.

Святые меняют мир. Как писал протопресвитер Александр Шмеман, святой — единственный революционер на этой земле. Человек, полный решимости бросить всё и пойти за Христом — настоящая соль мира; он тот, без кого незачем солнцу всходить над закопчёнными городами, и селу — стоять над рекой.

Мы с вами говорили уже неделю назад об удивительном благовестии христианства. Оно призывает каждого члена Церкви к святости. Повторим: наша вера призывает каждого, кто крестился, к святости. Не считать себя праведником (спаси Бог от этого), а стремиться к праведности. Жаждать глотка небесной благодати. Всем сердцем хотеть полюбить Христа. Целью жизни ставить соединение, максимально возможное, с Богом. Искать Духа Святого и, как олень к потокам водным, бежать к Нему. Вот чего хочет от нас Церковь.

Есть только одна печаль – не быть святым

Есть только одна печаль — не быть святым

Проблем по горло. Или нет?

Взглянем повнимательнее на святых и подметим особые черты — нам ведь тоже эти черты надо воспитывать в себе, молиться о них Богу. Вот, например, мы увидим у Божьих людей некое правильное позиционирование себя и своих проблем в жизни. Увидим устремлённость к горнему. Со святыми как-то стыдно будет заговорить о том, что соседка в три часа ночи включает музыку, пылесос, и принимается за уборку. Стыдно будет пожаловаться на молоко, которое разбавляют недобросовестные водители цистерн. Как-то неловко будет поделиться скабрезным анекдотом. И пожаловаться на то, что купили в аптеке лекарство за двести рублей, а потом в соседней увидели за сто — как-то не захочется.

Мелковато это всё, чувствуете? Всё то, что мы подолгу перемалываем в телефонных разговорах с приятелями, о чём переживаем и спорим, из-за чего расстраиваемся и злимся — это, оказывается, ерунда на постном масле, и слов-то даже не стоит. К спасению никакого отношения не имеет. Вернее, имеет — если не будем на это обращать большого внимания, то к спасению станем ближе. А когда глухое раздражение начнёт подниматься откуда-то из-под рёбер, мы примемся читать Иисусову молитву — и потушим пожар в груди. Такой ответ Чемберлену, пожалуй, и приведет нас поближе к Богу. Ведь как святые говорят — берегите мир душевный, бойтесь испортить себе и друг другу настроение, не совершайте дел, способных отдалить от радостного пребывания рядом с Богом, и не позволяйте суете и мелким неудачам опутать вас по рукам и ногам, вогнать в уныние.

Святость и бессмертие

Святость и бессмертие

Чудовищный оборот на себя

Что ещё у святых есть интересного? Например, простота. Праведники просты и смиренны. Они радостны, и так не похожи на нас, ведущих «духовную жизнь», и пуще смерти боящихся в среду съесть пряник, в составе которого — яичный порошок. Святые просты — а потому не фарисействуют. Они смотрят не на себя — вот в чём разгадка их смирения. Святые смотрят на Бога, и удивляются Ему, и восхищаются Им, и радость черпают от этого созерцания. И Бога они ищут не только в молитве, но и в окружающих людях. Они умеют это, святые — видеть образ Божий в каждом человеке, в покорёженной аварией развалине различать прекрасный автомобиль, в грязном камушке видеть тусклое поблескивание изумруда.

И смотрят они, повторим, не на себя, а на других. Сначала святые стремятся поговорить с Богом в молитве, а потом они идут, и встречают тех, кому нужна помощь — и узнают в этих скорбящих Христа, и опять общаются с Ним, и даже помогают Ему… Чудовищного оборота на себя, к которому мы так привыкли в своей жизни, у святых нет. Они следят, как бы не согрешить, как бы не распять Христа в себе, но центром мироздания себя не считают. Свои проблемы самыми важными в жизни не называют. В зеркало редко смотрятся.

Верующие в храме

«Святой — это каждый, кто идет за Христом»

Святые солдаты

А ещё святые — решительные люди. Внешне, кстати, они могут казаться робкими, и мало быть похожими на солдат. Но чуть только дело касается их жизни с Богом, как плечи их распрямляются, и рука нащупывает на поясе рукоять меча. Просто так святые себя не отдадут в руки врага — они ещё поборются. Может, и упадут не раз, обливаясь кровью, но потом встанут на четвереньки, а там и на ноги, глядь, и снова вперёд, к Богу карабкаются. Мужества святым не занимать.

Надо отмолить супруга? Решено, притворяюсь сумасшедшей и всю жизнь терплю добровольные страдания вместо него, чтобы он не мучился. Какой-то парень влюбился в меня, монахиню, и прохода не даёт? Выколю себе глаза, раз они так ему нравятся, что до греха доводят. Раздели, привязали к кровати и проститутку пригласили, чтобы совратить меня, христианина? Откусываю себе язык, и плюю им в эту бедную женщину — глядишь, опомнится.

Святые — люди решительные. Они знают, зачем живут. Они знают, куда стремиться. Они помнят, где их счастье. А если так, то зачем размениваться на мелочи?

Икона Всех святых, в земле Российской просиявших

Российские святые молятся с нами

Будем учиться

Вот и мы с вами, празднуя память всех святых, в земле Российской просиявших, будем чему-нибудь, да учиться у них. У каждого — своя война, свой фронт и своя передовая. На каждого ежедневно падают бомбы, пулемётные очереди то слева, то справа строчат, и при этом усталость от долгого боя, и глаза слипаются, и раздражение в груди ворочается… Но воевать надо. Налетает серой птицей тоска? Бей её молитвой со слезами! Взрываются рядом несправедливые обвинения и пустые домогательства? Беги в окоп добрых мыслей и молчащего рта! Лень сковывает тело, заставляя уснуть на боевом дежурстве? Гони её в шею режимом дня и памятью о Боге!

В общем, война продолжается. Но на наших знамёнах — Христос. И Он к тому же — посреди нас. И верные воины Его — мученики, праведники, аскеты и молитвенники — тоже рядом с нами, плечом к плечу. И если начнём падать, они поддержат. Стоит только обратиться.

Мы и обратимся с особой силой в это воскресенье, когда вместе со Святой Церковью будем праздновать память святых Сергия, Серафима, Александра, Димитрия, Елисаветы, Луки — и всех-всех-всех. Святые земли Русской, молите Бога о нас!

Вернуться к списку

Последние добавления