Любит — не любит, или Как стать похожими на Петра и Февронию

  Количество просмотров

Глянешь на некоторые семейные пары — и прямо душа радуется. Их жизнь весьма похожа на любовь, дружбу и взаимопонимание святых Петра и Февронии. А муромские супруги — это вам не шутки, это такой силы пример, что диву даёшься. Даже кажущееся подчас чересчур слащавым и неправдоподобным выражение «жили они счастливо, и умерли в один день», святые исполнили на деле — причём один подождал другого, чтобы не только в один день, но и в один миг вознестись к Небу.

Святых Петра и Февронию мне напоминают другие святые — царственные страстотерпцы. Царь Николай и царица Александра тоже ведь умерли в один день. И жили так, что не стыдно их письма читать. Вот листаешь страницы переписки, видишь все эти эпитеты, многочисленные признания в любви, постоянные мечты увидеться поскорее, рассказы о молитвах друг за друга, какую-то колоссальную поддержку во «внешних» делах, веру одного супруга в другого… И кажется, эти «ванильные», как сейчас сказали бы, письма — влюблённый лепет парня и девушки, провстречавшихся максимум год, и вынужденных вдруг разлучиться. А на самом деле — супруги вместе уже несколько десятков лет.

Не умеешь любить? Женись!

Помните, кто-то сказал, что в монахи нужно идти тому, кто уже умеет любить, а тем, кто ещё не научился — нужна семья? В этом высказывании глубокий смысл. Кто и что ещё поможет воспитать в себе любовь, как не житьё под одной крышей с близкими людьми? Все ведь прекрасно знают, как легко любить друзей, встречаясь с ними раз в неделю в кафе. Нетрудно и с коллегами сохранять доброжелательные отношения — не ударим же мы перед ними в грязь лицом, не осрамим звание христианина, сдержимся, смолчим, извинимся, поможем, чуть только попросят. Легко и с нищим у ворот храма поболтать о том — о сём, купить ему сырок плавленый и батон в ближайшем ларьке, и попрощаться, пожав с опаской руку.

И совесть наша христианская спокойна. Кажется даже, что любить-то мы умеем! Вот только дома… Ну а что дома? Враги человеку домашние его, в этом, наверное, всё дело.

На самом деле, конечно, атмосфера в семье и есть главный показатель того, насколько вы приблизились к христианскому пониманию любви. А как важна любовь к ближним, мы знаем — она напрямую соотносится с любовью к Богу. Не умеешь ближних любить — и Господа не получится. Любишь Бога — значит и к родным у тебя искренние добрые чувства. И поступки.

Благоверные Петр и Феврония — образец семейных отношений

Благоверные Петр и Феврония — образец семейных отношений

Песнь песней

Один святой сравнивал горячую веру с влюблённостью. Посудите сами: влюблённые часов не наблюдают, и готовы забыть про сон и еду, лишь бы быть рядом друг с другом — вот и преподобные ночами не спали, простаивая часами на коленях перед иконой в умилительном созерцании.

Влюблённые думают друг о друге каждую минуту — все мысли их о любимом, все помыслы устремлены к нему. Разве святость с её непрестанной молитвой (даже во сне) — не об этом же?

Влюблённые стремятся друг ко другу, как два скорых поезда на встречных путях, влюблённые ищут свидания, и в этом находят смысл жизни: «я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я». Святые так же стремятся к Богу, и причащаются каждодневно, и молятся со слезами, и добрые дела творят — всё-всё, только бы с Богом быть рядом.

Даже «Песнь песней» подтвердит нашу теорию: отношения Христа и Церкви (Бога и человечества) здесь показаны через отношения двух влюблённых.

Для семьи в любви и верности

Для семьи в любви и верности

Предваряющая благодать сродни влюблённости

И вот если мы вспомним про человека и его встречу с Богом, то на ум придёт словосочетание «предваряющая благодать». Это такое состояние, когда новоначальный христианин испытывает искреннюю, горячую веру в Бога, и вера эта настолько переполняет его, что человек начинает жить очень праведно, очень искренне, он не просто носит крестик на шее, а живёт Христом.

Но что потом? А потом Господь потихоньку отнимает предваряющую благодать, для того чтобы человек свободной волей выбрал — с Богом быть, или без Бога. И если человек выбирает Бога, то ему, лишённому той самой благодатной радости, приходится по крупицам приближаться к ней… Своими усилиями, потом и кровью человек как бы говорит: «Господи, я люблю тебя не просто потому, что ты зажёг в моём сердце эту любовь, а я пассивно подчиняюсь ей. Я люблю тебя и в минуты сухости, и в трудные времена. Я стремлюсь к Тебе, потому что только с Тобой могу быть счастливым. И даже когда темно, я знаю, что моя Отчизна — там, где свет».

И так человек медленно, но верно ползёт к вершине горы, и в конце концов его усилия вознаграждаются сторицей.

Православная семья

Перенесём эту историю на отношения мужчины и женщины. Их предваряющая благодать — это влюблённость. Не будь её, кто бы стал жениться вообще? Но вот — не чают души друг в друге, дышать друг без друга не могут, и становятся мужем и женой. А что дальше? А дальше влюблённость постепенно ослабевает, уступая место…

Чему? Тут два варианта. Или любви. Или безразличию. Над первым придётся поработать, мозоли на руках натереть и духовно, внутренне перемениться, серьёзно вырасти. Для второго не нужно ничего, просто жить как жили, особо не напрягаясь, как не напрягались во время влюблённости.

Вот только если мы выберем путь к любви, то будем счастливы и в процессе, и в итоге. А если по глупости устремимся к безразличию — худо будет нам.

Поэтому так наивно и инфантильно звучат слова о том, что, мол, любовь прошла, и вот мы расстаёмся, чтобы каждый нашёл своё счастье в ком-то другом… Нет, дорогие, любви у вас и не было, потому что настоящая любовь, по апостолу Павлу, никогда не прекращается и всё переносит. Ради любви этой надо не разбегаться, а засучивать рукава и приступать к работе.

Любовь прошла? Влюбляйся ещё раз!

Отец Андрей Ткачёв вообще хорошую вещь говорит, и весьма радостную. Оказывается, влюблённость надо искать в себе каждые несколько лет. Человек ведь меняется? Меняется. И если вы женились, влюбившись в восемнадцатилетнюю, то в двадцать пять она — совершенно другой человек. Вот в него заново и надо влюбиться. А потом в тридцатилетнюю. И дальше, и дальше… А там и любовь придёт, и можно будет дать себе передышку.

Работа эта — по воспитанию в себе любви — очень творческая и интересная. Она захватывает. Она заставляет молиться Богу, чтобы Он поливал в нашем сердце этот росток любви. Она даёт ощущение морального удовлетворения, когда что-то, наконец, получается. Это даже не тренажёрный зал и не игра на гитаре, это хобби куда круче. Это не в киношке восхищённо смотреть, как один добивается другой, чтобы в хэппи-энде вдеть гардению в петлицу и прошествовать между рядами гостей к алтарю — это то же самое кино, но в жизни, и главный герой — это ты сам! В общем, Голливуд отдыхает, и гантели покрываются пылью, пока вы работаете над любовью.

Пожилые супруги

Не только муж с женой

Какие-то конкретные примеры и подсказки мы рассмотрим, с Божьей помощью, позже, а пока — оглянитесь вокруг себя. Вышесказанное относится не только к мужу и жене. Любовь детей к родителям — тоже, начиная с подросткового возраста, не безусловна, её тоже надо успеть вырастить до тех пор, пока папа с мамой не дадут вам прощального благословения и не отойдут в Вечность. И брат с сестрой — они ведь с детства только и делают, что дерутся, а потом как-то незаметно отдаляются друг от друга, становятся чужими… Правильно это? Нет, тоже надо любовь вырастить. И бабушки, вдруг как-то неожиданно ставшие надоедливыми и бесполезными — они тоже ждут любви от внуков. Все-все, с кем вы делите кров, с кем живёте в данный конкретный момент под одной крышей, или звоните каждый день, чтобы справиться о самочувствии — всех их надо полюбить.

Так что смелее в бой, за дело! Святые Пётр и Феврония да помогут нам в этом долгом, но таком радостном труде! 

 

Вернуться к списку

Последние добавления