Проповедь благочинного Покровского округа протоиерея Виталия Кузьмина в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы с вами отмечаем день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь особо выделила этот праздник, установив перед ним специальный многодневный пост. Не выделить день их памяти было нельзя, потому что именно эти два великих человека оказали влияние на ход мировой истории. Как сказано в акафисте, эти два апостола, как два вола, вспахали и засеяли всю Вселенную семенами евангельской проповеди. И их семена дали обильные всходы. За 20 веков своей истории христианство стало универсальной ценностью всего человечества. Благодарные люди даже летоисчисление начали от Рождества Христова. Заложили же этот фундамент два человека — Петр и Павел.
Кто были эти два разных и в тоже время бесконечно похожих друг на друга человека? Апостол Петр до встречи со Христом был простым рыбаком по имени Симон. Он имел семью и ежедневно занимался тяжелым рыбацким трудом. Апостол Павел происходил из знатной семьи и до своего обращения носил имя Савл. Он был хорошо образован и имел римское гражданство.
Петр, когда встретил Христа, все бросил и стал Его ревностным учеником. Он сопровождал Спасителя во всех Его путях. Именно он на вопрос Христа «За Кого вы почитаете Меня?» ответил: «Ты — Христос, Сын Бога живого». Тогда Спаситель сказал: «Ты — Петр, и на сем камне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Но мы знаем, что этот камень сильно пошатнулся. Петр говорил Христу, что с Ним «готов идти даже на смерть», однако в последний момент он предал своего Учителя. Он предал Того, Кого знал и с Кем был на Фаворе. Петр постоянно находился рядом с Господом и видел Его чудеса. Тем не менее именно он совершил этот великий грех, который вскрыл его недостатки и недостатки всей человеческой природы. Поступок Петра показал, что в нашем падшем человеческом естестве уже давно укоренилось богоотречение и богопредательство.
Проповедь митрополита Феофана в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла
Но Петр, переживший великое падение, сумел подняться и сумел принести покаяние, поэтому Господь восстановил его в апостольском достоинстве. После этого Петр начал проповедовать покаяние, потому что он на личном опыте познал, как бездну падения, так и величие славы и милости Божией. Проповеди Петра были настолько сильны, что после них обращались ко Христу несколько тысяч человек. Есть факты, что он исцелял безнадежно больных и воскрешал мертвых. Люди настолько почитали апостола Петра, что выносили больных прямо на улицы в надежде, чтобы хотя бы его тень осенит их. За бесстрашные проповеди его неоднократно заключали в тюрьму, преследовали и били. В конце концов его распяли в Риме. Он считал себя недостойным быть распятым как Христос, поэтому упросил своих палачей, чтобы его распяли вниз головой. На кресте апостол Петр произнес последние слова: «Господи, Ты все знаешь. Ты знаешь, что я люблю Тебя». После этого он испустил дух.
Павлу Господь также попустил великое падение, прежде чем сделать его великим апостолом. Он был воинствующим фарисеем — преследовал христиан, бросал их в темницы. Но затем, когда он следовал в Дамаск, к нему явился Христос и спросил: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?». После этого жизнь Павла изменилась целиком и полностью. Из ярого противника христианства он превратился в апостола, который превзошел других апостолов в своей ревности в проповеди Евангелия. Он совершал миссионерские путешествия по всему миру, проповедуя Евангелие иудеям и язычникам. Проповеди сопровождались многочисленными чудесами, неусыпным трудом и неистощимым терпением.
Во многом благодаря именно апостолу Павлу Церковь становится наднациональной, Вселенской Церковью. Мы знаем, что было время, когда апостолы Петр и Павел даже спорили между собой. Павел считал, что обрезание необязательно для христиан, потому что ко Христу должны прийти все: и иудеи, и язычники. Павел говорил, что закон свят, но человек не может спастись только с помощью соблюдения предписаний. По его мнению, люди спасаются благодатью Божией, верой и действующей любовью. В 51 году на Апостольском соборе в Иерусалиме восторжествовала точка зрения апостола Павла, и Церковь вышла на другой уровень, став Всемирной, Вселенской Церковью. За свои труды апостол Павел претерпел неисчислимые скорби. В 67 году в Риме в одно время с апостолом Петром он принимает мученическую смерть. Поскольку у него было римское гражданство, ему отрубили голову, а не распяли.
Эти два человека — Петр и Павел — были разными людьми, но в одном, самом главном, они были похожими. Они оба несли миру Слово Божие, оба мученически погибли за Христа и оба считаются столпами нашей Церкви и первоверховными апостолами. Их же молитвами, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Аминь.