Духовная связь преподобного Сергия Радонежского с Казанью

  Количество просмотров

Главы из жития преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия Чудотворца, написанное Епифанием Премудрым


Сказание о городе Свияжске1

В 7059 (1551) году, 16 мая, в 7-ю субботу по Пасхе, из Москвы от Царя и Великого князя Ивана Васильевича, государя всея Руси, были посланы воеводы с Шихгаалеем2, царем Касимовским, и, не дойдя до Казани двадцати пяти верст, пришли на реку Свиягу, на указанное им место, где изволил Бог. И увидели, что место это очень удобно и весьма хорошо. И так оно понравилось царю Шихгаалею Касимовскому и всем московским воеводам, что они с радостью повелели своему войску с утра в воскресенье рубить лес и очищать место для построения крепости. С помощью Божией они быстро довели дело до конца, за короткое время поставили большую и красивую крепость. В том же году, 30 июня, они воздвигли деревянную соборную церковь Пречистой Богородицы, честного и славного Ее Рождества, и шесть других храмов. Внутри крепости устроили монастырь, а в нем храм Преподобного Сергия чудотворца. И все воеводы и бояре, богатые и простые жители города исполнились веселия и славили Бога.

Множество исцелений произошло тогда от образа великого чудотворца Сергия, как бывало у гроба его. Слепые прозрели, немые заговорили, хромые стали ходить, бесы были изгнаны, а воины, томившиеся в плену в Казани, избавились от плена. Всякий недуг исцелялся благодатью, данной угоднику сему от Бога.

Но вернемся снова к крепости. Место, где поставили крепость, было вот какое: неподалеку поднимались высокие горы с заросшими лесом вершинами, а вокруг были крутые обрывы, дебри и болота. Рядом с городом с одной стороны было маленькое озеро, в нем пресная вода и множество всякой рыбы, необходимой для пропитания людей. Из этого озера вытекала река Щука, огибала город и вскоре впадала в реку Свиягу. На таком прекрасном месте, между двух рек, и встал новый город. И было тогда явлено первое чудо, начало чудес Божией Матери, по молитвам Самой Пресвятой Богородицы и новых святых, всех чудотворцев русских.

Когда царь и воеводы пришли и начали строить Свияжскую крепость, на третий день узнали об этом старейшины и сотники горных черемисов, пришли с дарами и просили царя и воевод не воевать с ними, прочие же князья их и мурзы с женами и детьми бежали в Казань, под защиту крепостных стен. Все горные черемисы присягнули тогда царю и Великому князю, и присоединилась к нему половина Казанской земли. Царь послал в черемисские улусы писарей, и переписали их – сорок тысяч луков, искусных лучников, не считая детей и стариков.

И вот что старейшины и сотники горных черемисов рассказали царю и воеводам: «Мы живем недалеко отсюда, в печали и скорби, и очень хорошо знали это место до того, как вы построили крепость, – говорили они.– Пять лет назад, когда умер наш царь, место это было пустынным, город Казанский жил мирно, а вся земля его не испытывала сильного военного натиска с вашей стороны. В то время мы часто слышали, как здесь звонили по-русски, слышали церковный звон – и пребывали в страхе и удивлении. Много раз мы посылали наших юношей налегке, чтобы они доскакали до этого места и посмотрели, что там происходит; они слышали голоса, прекрасно поющие, как во время церковной службы, но никого при этом не было видно, видели только старого каратуна вашего, то есть монаха: он ходил с крестом, благословлял все вокруг и кропил водою – как будто облюбовывал место это и примеривался, где построить город. А место это все было исполнено благоухания. Много раз посланные нами юноши пытались взять старца живым и отвести в Казань, чтобы узнать, откуда он приходит, но он становился невидим. Они стреляли в него из луков, чтобы ранить его и таким образом захватить, но стрелы, не долетая до него и не раня, поднимались высоко вверх, падали на землю и ломались, а юноши убегали прочь. Мы удивлялись и не могли понять, что означает это новое знамение, и рассказали о нем своим владыкам, князьям и мурзам. Они отправились в Казань и поведали нашей царице и казанским вельможам, царица же и вельможи тоже дивились и ужасались явлению того монаха».

А мы воздадим за это славу Христу, Богу нашему, творящему такие дивные чудеса через Своих угодников.

Поклонись, человече, великой святыне…

Чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского

О явлении преподобного Сергия в городе Казани

Следует рассказать и о явлении Преподобного Сергия в Казани, в то время, когда она еще не была взята русскими войсками.

Незадолго до взятия города3 многие из них видели (и сами потом рассказывали), что в полдень ходил по стенам города Преподобный Сергий, осенял его крестом и кропил водою. Они призвали своих волхвов и спросили: «Что это значит?» Волхвы же отвечали: «О, горе нам! С явлением этого старца приближается наш конец: вскоре здесь просияет вера христианская и царством нашим будет владеть Русь».

Так и случилось: вскоре, по молитвам преподобного Сергия, Бог вложил в сердце благоверному и христолюбивому Царю и Великому князю Иоанну Васильевичу желание – идти войной на царствующий град Казань. И покорил его Царь, со всеми окрестными землями присоединил к своим владениям, к Русской земле, а потом воздвиг в нем многочисленные церкви и устроил монастырь Преподобного Сергия.

И по иным городам и селам Казанской земли построил царь святые церкви и монастыри устроил, утверждая христианское благочестие. С тех пор благоверные и христолюбивые христианские цари Русской земли владеют новопросвещенным городом Казанью и всеми землями вокруг него.

Примечания

В 1550 г. на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Свияги, была построена крепость Свияжск, благодаря чему правобережье Волги перешло под власть Москвы. Крепость была собрана за четыре недели из срубов, сплавленных по Волге на стругах. Описывая эти события, Азарьин пользовался одним из списков Казанского Летописца (Полное собрание русских летописей. Т. 19).

В 1518 г. Шах-Али, внук царя Ахмата, был поставлен на царство в Казани Василием III после смерти бездетного Мухаммед-Эмина, но, возбудив всеобщую ненависть за свою жестокость, бежал оттуда в Москву.

Казань была взята русскими войсками 1/13 октября 1552 г. В данном случае Азарьин использует неизвестный исследователям список Казанского Летописца, поскольку во всех имеющихся летописных текстах о взятии Казани нигде не упоминается имя монаха, кропившего водой стены города.

Вернуться к списку

Последние добавления