Престольные торжества состоялись в Успенском Зилантовом и Свияжском Богородице-Успенском монастырях Казанской епархии

  Количество просмотров

28 августа 2017 года, Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, престольный праздник отметили две обители Казанской епархии — Успенский Зилантов женский монастырь города Казани и Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь.

В этот день в Русской Православной Церкви также отмечается 100-летие Поместного Собора 1917-1918 годов, открытие которого пришлось на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Литургию в Зилантовом монастыре по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана возглавил настоятель Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев). Ему сослужили клирики обители протоиерей Лин Кондаков и иерей Владимир Луценко, клирик III Казанского благочиния протоиерей Николай Дьяков. Диаконский чин возглавил протодиакон Александр Спиридонов.

За богослужением молились настоятельница игумения Сергия (Лакатош) с сестрами обители.

Песнопения исполнил мужской хор Казанско-Богородицкого мужского монастыря под управлением Дениса Рогова.

После запричастного стиха протоиерей Николай Дьяков огласил послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю отмечаемой юбилейной даты.

По благословению Предстоятеля Русской Церкви и в соответствии с решением Священного Синода после Божественной литургии было совершено молебное пение прославленным в лике святых участникам Поместного Собора 1917-1918 годов и заупокойное молитвенное поминовение иных членов Собора.

Затем духовенство и миряне прошли крестным ходом вокруг Успенского собора Зилантовой обители.

В завершение престольных торжеств отец Пимен обратился к присутствующим.

Среди прочих Богородичных праздников нет, наверно, наиболее любимого в православном народе, чем праздник Успения Божией Матери. Праздник этот многие именуют Богородичной Пасхой, поскольку по значению среди прочих праздников он действительно занимает особое место. Если о других великих праздниках мы узнаем из Евангелия, то здесь нас связывает с этим праздником лишь церковное Предание. Много различных прочтений и преданий сложилось, но все они сложены сердцами, которые любили Пречистую Богоматерь.

Сегодняшний день, казалось бы, должен быть исполнен грусти и печали, ибо Царица Небесная оставляет этот мир, — для земного человека это печально, — и восходит к Сыну и Богу Своему в Небесные селения. Если вспомнить жизнь Пресвятой Богородицы, то Она всегда была смиренной и довольно простой.

Вспомним, что появление на свет Божией Матери также было овеяно тайной. Она появилась на свет от престарелых родителей, когда по земным меркам они не должны были иметь детей, но Господь даровал им такое утешение. С трех лет Богородица воспитывалась в храме Иерусалимском, затем была обручена праведному Иосифу. В Назарете Ей явился Архангел Гавриил, который возвестил Ей благую весть о рождении Сына Божия.

После этого в Евангелии мы читаем о встрече Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой. Тогда произошла на самом деле и встреча Иоанна Предтечи с Господом Иисусом Христом, находившихся в материнских утробах. С тех пор в Евангелии как бы обходят молчанием земную жизнь Пресвятой Богородицы. Но Предание церковное говорит о том, что Она слагала в Своем сердце всё, что видела и слышала о Своём Божественном возлюбленном Сыне.

Событие Успения Пресвятой Богородицы также покрыто тайной. Известно, что Царица Небесная печалилась лишь об одном: что Она разлучена со Своим Сыном и Богом. После Вознесения Его на небо Она часто приходила молиться в места, связанные с земным служением Господа Иисуса Христа. Особенно Она любила молиться у подножия Елеонской горы, в Гефсимании, где, по Преданию, Ей явился Архангел Гавриил и возвестил Ей благую весть о том, что Она в скором времени отойдет в небесные селения. Царица Небесная стала готовиться к этому как к великому торжеству и празднику. Что может быть радостнее встречи с Сыном и Богом? Но печалилась Она о том, что не может проститься с возлюбленными учениками Христовыми — апостолами.

Предание говорит нам о том, что апостолы Божии мгновением были все представлены в Иерусалим. Все они находились в разных концах тогдашнего мира с проповедью Евангелия Христова, но ко гробу Пречистой Богоматери единым мгновением предстали, за исключением апостола Фомы, который прибыл в Иерусалим несколько позже и не имел возможности принять участие в погребальном шествии Пресвятой Богородицы из Иерусалима от дома Иоанна Богослова в Гефсиманию. Ученики, сжалившись над ним, решили открыть гробницу, чтобы он мог воздать последние погребальные почести телу Богоматери. И они увидели, что гробница пустая. С тех пор Церковь свято верит в то, что Царица Небесная телом была вознесена в Небесные селения, где пребывает и поныне.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы праздновался христианами с древних времен. Особо он был любим нашими благочестивыми предками, соотечественниками, на Святой Руси. Множество благолепных храмов было посвящено Успению Пресвятой Богородицы. Первая монашеская обитель на Руси — святая Киево-Печерская лавра — была посвящена Успению. Вслед за ней возникают лавры: Почаевская, Святогорская, Успенский Псково-Печерский монастырь и множество менее известных обителей, среди коих и наша Успенская обитель, которая была основана вместе с приходом сюда веры православной в день, когда Казань была присоединена к Московскому царству. По благословению митрополита Макария, изволением царя Ивана IV была основана обитель для молитвы по усопшим воинам, погибшим при взятии града сего. Основан был также в Казанском крае и замечательный Успенский монастырь на острове Свияжск. По Божией милости уцелел Успенский собор этого города. Главные храмы Русской Церкви, будь то Владимир или Москва, также исторически посвящались Успению Божией Матери.

И сегодня по Божией милости также дошел до нас замечательный Патриарший Успенский собор в Московском Кремле, где сегодня, конечно же, совершает богослужение Святейший Патриарх Кирилл. Мы слышали за богослужением послание Святейшего Патриарха, совершили молебные пения и заупокойную молитву о событии, которое имело место ровно 100 лет назад, день в день. В Успенском соборе Московского Кремля в праздник Успения Пресвятой Богородицы в августе 1917 года начал свою работу Поместный Священный Собор Православной Российской Церкви.

Надо сказать, что Собор начал свою работу в непростое время — вдумайтесь в дату: в августе 1917 года. Государя уже нет у власти, Правительство меняется чуть ли не каждую неделю, кругом разлад, разруха, вражда, в скором времени придет Октябрьский переворот. И вот в условиях этого внешнего земного нестроения созывается Собор.

Но созывается он не сразу и не вдруг. Ему предшествовала многолетняя кропотливая добросовестная подготовка. Были подготовлены к обсуждению все вопросы, которые касались абсолютно всех сторон церковной жизни, начиная от высшего церковного управления и кончая приходской жизнью и бытом священнослужителей и мирян. Такая была проделана кропотливая работа. И вот, казалось бы, настало время сбыться ожиданиям: вопросы подготовлены, члены Поместного собора — архипастыри, пастыри, монашествующие, представители духовных школ, миряне от епархий — должны вынести своё суждение, водимые Духом Святым, по тем или иным вопросам церковной жизни. Но Господь судил немного иначе. Многие из решений Поместного Собора так и остались на бумаге до времени и до сих пор они еще осмысливаются Церковью.

Но главным решением, главным итогом работы Поместного Собора 1917 года было историческое решение о возрождении Патриаршего правления в Русской Церкви. Этот же Собор возвел на Московский Патриарший престол святителя отца нашего Тихона, Патриарха Всероссийского. Так Господь распорядился милостиво о Своей Церкви, что перед лицом начавшихся гонений и нестроений даровал мудрого, кроткого, тихого и вместе с тем твёрдого пастыря. В течение последующих восьми лет он умело руководил церковным кораблем и многие, взирая на образ Святейшего Патриарха, сохраняли верность святому Православию.

Сегодня мы с благодарностью Богу вспоминаем 100-летие этого важного события. Я думаю, что каждый имеет свои оценки и суждения относительно произошедшего 100 лет назад в нашем Отечестве, но все мы должны, наверное, сойтись в том, что есть за что благодарить Бога, что Церковь выстояла в годы гонений, что многие из нас ныне имеют возможность беспрепятственно исповедовать веру православную, ходить в новые открывшиеся храмы, обучать детей православной вере. Это великая милость Божия и нужно использовать этот исторический момент.

Наверное, Церковь никогда не была столь свободна, как сейчас, потому что в разных политических условиях приходилось Церкви быть и в нашем Отечестве. Сегодня Церковь, отделенная от государства, вместе с тем является его соработницей в благих делах. Церковь — это не только Патриарх, не только Священный Синод, архиереи, священники. Церковь — это все мы, вместе взятые, потому что Церковь — это богочеловеческий организм, Главой которого является Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

И сегодня все мы подобно апостолам оставили свои места работы, служения, свои земные дела и собрались сюда к одру Пресвятой Богородицы для того, чтобы воздать Ей исходную песнь и погребальные почести. Сердцем и душой я всех вас приветствую, особенно дорогую матушку настоятельницу. В этот престольный праздник уже далеко не первый год мы имеем возможность молиться в этом храме, который стал из оскверненного снова благолепным. Нужно дорожить этой возможностью.

Я призываю Божие благословение на труды матушки игумени, на труды сестер, которые совершают здесь свое послушание и на тех, кто любит это святое место, посвященное некогда Царице Небесной. Матерь Божия пусть покрывает и сохраняет вас на всех путях вашей жизни.

Фотогалерея

Вернуться к списку

Последние добавления