3 сентября 2017 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Казани.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Иоанн Барсуков и первый проректор Казанской православной духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев).
За богослужением пел смешанный хор под управлением Николая Беляева.
После чтения заамвонной молитвы священнослужители пропели славление Божией Матери перед праздничной иконой Успения Пресвятой Богородицы.
По окончании Литургии глава Татарстанской митрополии обратился к присутствующим со словом.
Накануне Господь сподобил меня по благословению Святейшего Патриарха Кирилла побывать во святом граде Иерусалиме. Когда я спускался по ступеням к месту погребения Царицы Небесной — там 45 ступеней, если в храм уже войдешь — такое впечатление, что ты спускаешься сквозь толщу времен. И чем ниже [спускаешься], тем спокойнее становится на душе. Спустившись, ты видишь настоящую пещеру, помещение под храм, которое частью в природной нише, частью, возможно, высеченное. Там место погребения Матери Божией.
Многие годы мне пришлось трудиться на Святой Земле, много раз бывал в различных местах. Конечно же, особое место — Гроб Господень, Голгофа. Но какое-то непостижимое благодатное спокойствие всегда у гроба Богоматери в Гефсимании. Неслучайно Сам Спаситель очень любил Гефсиманию, неслучайно именно здесь Он молился до кровавого пота. Здесь Он вновь дал ответ Богу-Отцу: «Да будет воля Твоя!», — добровольно пойдя на крестную смерть. Именно здесь человечество в лице Иуды совершило самое беззаконное своё деяние, предав Христа.
Но почему Царица Небесная избрала местом Своего погребения именно Гефсиманию? Очевидно, и при Её жизни, и после смерти это место особой благодати, ибо выше [находится] гора Елеон, откуда Господь вознесся на небо. Как в Гефсимании, так и на Елеоне стоят наши монастыри, русские монастыри. Эта неугасимая лампада на протяжении веков свидетельствует, что Русь тесно связана со Святой Землёй.
О чём должны мы думать в дни празднования Успения Пресвятой Богородицы? О чём? Что мы можем понести к Её гробу? Ничего, кроме искреннего покаяния и мольбы. Если в Иерусалиме — то в Гефсимании, если в храме — то здесь, перед Её Пречистым образом. Как часто — особенно мы, русские люди — предаём Её Сына и ведём из Гефсимании к Пилату и к первосвященникам на суд беззаконный. Можно услышать: «Это не мы — они такие злодеи». Как же не мы? Весь XX век, когда рушили храмы, монастыри, ругались над святынями — кто это делал? Мы с вами, наши деды и прадеды…
Я часто обращаю внимание на то, как мусульмане идут почтить веру своих отцов в мечети на пятничную молитву. Сегодня начало учебного года и слава Богу, что вы пришли. Но давайте будем честны: мы ещё страха ради иудейска (см. Ин. 19:38). Некогда апостолы закрывались, чтобы их не нашли, а какого ради страха сегодня? По инерции! Рядом будут расстилать коврик для того, чтобы помолиться, а мы пройдем мимо своего храма, стесняясь сделать крестное знамение. Не говорю уже про то, чтобы на работе, в кругу близких честно и открыто сказать: «Этого я не могу делать, потому что я — верующий человек. Мне Евангелие, моя вера не позволяют блудить, обманывать, пьянствовать». А мы делаем вроде бы под шумок, потому что «так все делают».
Нет, не надо. Господь всех призовет на Свой суд и тогда каждый даст отчёт. Там массовки не будет, там будут Бог и ты, твои добрые или злые деяния. По ним вынесен будет вердикт. [Спасти же может] только вера, которая сочетается с делами милосердия, с исполнением заповедей Христовых. Единственный путь — быть с Богом.
Часто можно услышать: «Как там будет, я не знаю». Кому-то даже хотелось бы, чтобы после смерти не было жизни. Но есть жизнь вечная, и смерть не избавит ни тебя, ни меня от Суда Божия. Об этом мы всегда должны помнить, отсюда строить свои отношения с ближними и с Богом, исходя из признания вечности данных Им законов. Мир сейчас потрясают различные беды и напасти, такое впечатление, что мир сошёл с ума: угрозы друг другу, стычки, кровь и слезы, техногенные и природные катастрофы. И нет никаких лабораторий, которые могут предупредить беду, никакой силой её не остановить...
Мы вспоминаем мучеников, которые сотнями, тысячами, десятками тысяч, особенно в XX веке, умирали за веру. Они имели крепость и основу. Трудно сказать: коснись нас испытания, которые они перенесли, смогли бы мы быть такими же твёрдыми? Твёрдая вера имеет основу в нравственном практическом делании каждого человека. Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! Аминь.
Архипастырь также поздравил детей и их родителей с началом учебного года и призвал всех знать и беречь родную веру.
В завершение настоятель собора протоиерей Иоанн Барсуков вместе с приходским духовенством совершил молебен на успешное начало обучения.