Без преувеличения можно говорить о том, что земная жизнь и проповедь Иисуса Христа изменили ход истории и сознание людей. Господь явил в себе образ не только абсолютной святости, но и совершенной любви к человеку, венцом которой стало вольное страдание на Кресте за грехи всего мира.
Христос сам был кроток и смирен сердцем и призывал всех научиться от Него (Мф. 11:29). Во время Нагорной проповеди Он устремил своих учеников к достижению богоподобной святости: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48), и указал на добродетели, способные сделать человека сопричастником подлинного блаженства. Учение Господа шло вразрез устоявшимся нравственным идеалам ветхозаветного сознания. Новый закон в отличие от ветхого обращал внимание не на внешнем, а на внутреннем преображении человека, потому тогда, две тысячи лет назад, многие призывы Иисуса Христа становились поводом для жестоких нападок «законников» на Него и на Его последователей. Дискуссия над нормами христианской нравственности, обозначенными во время Нагорной проповеди, не остановилась и до наших дней.
Нам, христианам, очень важно иметь самое ясное понимание содержания той или иной заповеди Спасителя для того, чтобы избегать ошибочных выводов, опасных крайностей, а также уметь дать исчерпывающий ответ на критику возможных оппонентов.
Рассмотрим одну из самых «неприемлемых» заповедей Спасителя: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).
Часто эти слова Иисуса Христа вызывают большое негодование и порождают массу критических упреков в адрес как отдельных христиан, так и Церкви в целом. Призыв к непротивлению злому у многих привычно ассоциируется с необходимостью всепопустительства и бездействия перед проявлением всякого зла, а призыв к обращению другой щеки с унижением, малодушием и слабостью.
К таким негативным выводам можно прийти, если воспринять призыв Спасителя буквально, вне контекста Его жизни и учения. Но ведь изучение Священного Писания требует куда более рассудительного подхода, нежели рассмотрение свода каких-либо инструкций или кодексов. Христос, как свидетельствуют евангелисты, поучая народ, постоянно говорил притчами (Мф 13:34) и образами, близкими для понимания людям своей эпохи.
В пользу этого свидетельствует и событие, произошедшее в последние часы жизни Иисуса Христа на допросе у первосвященника Анны и описанный евангелистом Иоанном Богословом. Возмущенный ответом Господа первосвященнику, один из служителей ударил Христа по щеке. Как же отреагировал Спаситель, ранее призывавший учеников подставлять другую щеку и не противиться злому? Вместо смиренного и унизительного молчания мы видим справедливое возражение: «Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18:23).
Данный эпизод имеет четкую параллель с прежним призывом Господа. Исходя уже и из одного этого случая можно утверждать о том, что заповедь, данная во время Нагорной проповеди имеет образный язык и содержит куда более глубокий, чем может показаться на первый взгляд внутренний духовный смысл. Для того, чтобы всесторонне раскрыть его, необходимо обратиться к авторитетному мнению святых отцов и выдающихся церковных авторов, которые занимались истолкованием этого евангельского отрывка.
А нужно ли смиряться?
Что же имел ввиду Господь, использовав образ удара по правой щеке? Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Матфея предостерегает от грубого понимания слов Спасителя и указывает на то, что призыв Иисуса Христа касается не только удара по щеке, но и любой полученной обиды: «Не думай, что здесь идет речь только об ударе в щеку, но и о всяком другом ударе, и о всякой вообще обиде».
Под злым же Феофилакт Болгарский понимает здесь действия дьявола: «Злым Господь называет здесь дьявола, который действует посредством человека. Итак, разве дьяволу не должно противостоять?»
Исходя из этого, Блаженный Феофилакт задается справедливым вопросом. Действительно, неужели последователям Иисуса Христа, который пришел в мир уязвить древнего змия и который сам во время земной жизни обличал беззакония фарисеев, творящих похоти дьявола (Ин. 8:44), подобает мириться с подлыми проделками злого духа? Очевидно, что это возмутительно и унизительно для христиан. Далее Феофилакт Болгарский разрешает это недоумение: «Да, должно [противостоять], только не ударом с своей стороны, но терпением, ибо огонь угашают не огнем, а водою».
Такое понимание слов Спасителя позволяет приблизиться к уразумению подлинного смысла данной ученикам заповеди. Господь призывает своих последователей прежде всего не отвечать злом на зло. Как огонь, разжигает пламя, так и месть за обиду не позволяет пресечь беззаконие, но чаще всего приводит к еще большему разжиганию ненависти и злобы между людьми.
Во времена Ветхого Завета месть пресекалась тем, что воздаяние должно было быть равным нанесенному ущербу: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:20).
На Нагорной проповеди Господь возводит человека на более высокий уровень нравственности и воспрещает своим последователям любое уподобление дьяволу, плодами деятельности которого и являются зло, вражда, месть и ненависть.
Заповеди блаженства: Блаженни кротции, яко тии наследят землю
Иисус Христос прежнюю заповедь, пропитанную духом справедливости, заменяет новой, плодом которой является любовь. Христиане призваны побеждать низменные проявления зла с помощью терпения, смирения, кротости и великодушия. Как становится ясно, целью такого поведения является вовсе не бессмысленное потакание чужим похотям, а желание избежать огня мести и примириться с обидчиком. Как часто человек, встретив незлобие в ответ на свое злодеяние, умягчается и сам приносит покаяние. Данную мысль ясно выражает греческий богослов, живший на рубеже 11 и 12 веков, Евфимий Зигабен: «[Спаситель] повелевает не только не мстить, а скорее подставлять себя ударяющему, чтобы терпением и великодушием обуздать его. Видя, это, он не только не нанесет другого удара, но раскается и в первом и примирится…»
Здесь мы встречаем полное согласие с апостолом Павлом, который, обращаясь к Галатам писал: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал. 6:1).
Внимательное исследование заповеди Господа раскрывает всю глубину христианской нравственности. Здесь зло побеждается добром. Месть заглушается любовью к обижающему с целью не только себя уберечь от необдуманной горячности, но и ближнего своего охладить кротостью и привести к покаянию.
Что же делать, если попытки смягчить озлобившегося кротостью приводят его к еще большему желанию творить начатое? Бывает ведь и такая подлость, что человек и на доброту разжигается и начинает более прежнего преуспевать в начатом. В этом и других подобных случаях (например, когда угрожает опасность ближним, Церкви или Отечеству), когда увещевание не дает своего плода, но может стать попустительством беззакония, долгом христианина будет дать отпор обидчику и пресечь зло, чтобы не принесло большего горя. Однако совершаться это должно обязательно из любви, а не из жажды мести. Данную мысль прекрасно выразил святитель Филарет, митрополит Киевский: «И в личных оскорблениях частному человеку не запрещается судом наказывать оскорбителя, не из ненависти к нему и мщения, но для исправления его и других, ежели снисхождение и ненаказанность сделали бы ему самому больший вред, утвердив его в своей злости. Но в таковом случае потребно строгое безпристрастие и осмотрительность, дабы к огню не придать огня, и не маслом гасить его, а водою».
Сила к сопротивлению злу
Такое понимание рассмотренного евангельского призыва не оставляет места бессмысленному унижению, малодушию и слабости, которое рассматривают в словах Господа многие критики христианства. Евангелие возводит человека на вершину человеческого достоинства, украшает его многими добродетелями и делает сопричастником подлинного блаженства.
Подробное изъяснение одной лишь заповеди, данной Спасителем, позволяет понять, почему Иисус Христос своих последователей призывает быть светом и солью мира. Как свет рассеивает тьму, а соль останавливает тление, так и христиане, стремясь к святости, должны любовью рассеивать всякое зло и побеждать беззаконие и тление мира, как совершил это кроткий и смиренный Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).