25 лет назад, 23 июня 1991 года, на первом богослужении во временном храме вновь возрождаемой Раифской обители состоялось возвращение иконы Божией Матери «Грузинская».
Богослужение возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий, собралось множество духовенства. Правящий архиерей предполагал торжественно с крестным ходом перенести икону из Казани и надлежащим образом к этому подготовиться. Поэтому он не думал привозить ее в Раифский монастырь на первую литургию. Перед самой поездкой во сне пришло решение не медлить с перенесением Ее пречистого образа. Икона была помещена вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой. Когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, он, к общему изумлению, легко снял икону — она будто сама сошла к нему...
Об этом дне вспоминают наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров) и насельник обители схиигумен Сергий (Златоустов).
— После закрытия монастыря в годы богоборчества святыню обители сохранили, — говорит архимандрит Всеволод. — Правда, до сих пор неизвестно, кто и каким образом перенес ее в храм Ярославских Чудотворцев в Казани, который находится на территории Арского кладбища. Церковь эта никогда не закрывалась. Образ Богородицы был поставлен в алтарь с обратной стороны иконостаса так, что икону просто было не видно, по существу, на самом верху...
В январе 1991 года монастырь был передан Православной Церкви. По благословению епископа Казанского и Марийского Анастасия, развернулись работы по восстановлению Раифской пустыни. Но необходимо было как можно скорее начать богослужения — таким образом получая благословение свыше всему процессу восстановления. Постарались побыстрее освободить помещение для временного богослужения в Грузинском храме, в котором еще совсем недавно был размещен клуб. До последнего момента мы не знали точно, что именно в день освящения обители и первого богослужения чудотворный образ Богородицы, под покровом которой находился и находится монастырь по сей день, будет возвращена в свой родной дом.
...Трепет , радость и восторг испытывал каждый, кто был в этот знаменательный день на первом после многих лет забвения богослужении. Вернулась великая святыня заступница Раифской обители к которой и поныне приходят со словами благодарности, со своими тревогами и печалями, и от которой получают утешение...
День возвращения святыни, чудотворной иконы Божией Матери «Грузинская», останется в нашей памяти на всю жизнь как день великой радости и великой справедливости.
— В то время я нес послушание иерея в Нижних Вязовых в церкви Святой Троицы, — вспоминает схиигумен Сергий. — Будучи первым пострижеником Раифского монастыпя. 22 июня приехали ко мне из Гарей диакон Олег и прихожанин Виктор Веселов, объявили, что завтра совершится первое соборное богослужение в Раифе, поэтому нужно как можно быстрее ехать в Гари, чтобы взять для богослужения облачения и успеть к всенощной в Раифу...
После вечернего богослужения мы вернулись в Гари, а утром вновь приехали в Раифу, на литургию. Во временном небольшом храме собралось очень много прихожан. Помню, что было настолько жарко и душно, что у владыки с бороды капал пот. Прибавьте к этому еще запах свежевыкрашенных стен... После литургии мне предложили прочитать проповедь... Затем все сошли вниз на улицу, где на расчищенной от мусора площади совершился молебен со водосвятием по большому чину. Во время молебна произошел удивительный для меня случай. Выяснилось вдруг, что у диакона под руками не оказалось требника. А я накануне, как выезжать из Нижних Вязовых, решил почему-то прихватить собственный старинный требник. И когда Владыка спросил: «А где же требник?» Я тут же быстро отдал свой. Так, вроде, и должно было быть... Диакон стал читать ектенью и по инерции «еще молимся о здравии его императорского величества...». Владыка тут же одернул его, чтобы тот пропустил эти слова. Этот требник хранится у меня и будет отдан в будущий музей монастыря.
...Когда прикладываешься к светлому образу Богородицы, наступает в тебе какое-то просветление. Это все оттого, что в лике святом мы видим не только образ Владычицы, но и ощущаем присутствие Ее рядом с собой. Ощущаем Ее помощь и заступничество. Так было и так будет.