Публикации

Проповедь митрополита Феофана в канун празднования Рождества Богородицы в Никольском соборе Казани

  Количество просмотров

20 сентября 2016 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил всенощное бдение в Никольском кафедральном соборе города Казани. По завершении вечерней службы правящий архиерей обратился к присутствующим с поучительным словом.

Рождество Твое, Богородице, Дева, радость возвести всей Вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и дарова Он нам живот вечный (тропарь праздника).

Сегодня Святая Церковь собрала нас в храмы, чтобы почтить знаменательный день в истории человечества. Тысячелетиями, со времени падения Адама и Евы, их изгнания из рая, через отступление от Бога, через наказания и милость, через скорби и испытания шло человечество к этому великому дню. Истосковалось человечество в ожидании исполнения Божественного слова, сказанного при изгнании из рая: «Вы нарушили Мои заповеди, вкусив от запрещенного древа познания добра и зла. Не Я вас, а вы сами изгнали себя из рая. Но знайте, настанет время, когда семя жены сотрет главу змия».

Что за семя и что за змей? Мы помним, что дьявол в виде змея искусил в раю Еву, а она — Адама. Это тот змей, который восстал некогда против Бога и был низвергнут в бездну адскую. Этот тот змий, который всегда творил противные Богу дела. Казалось, что нет силы стереть гидру безбожия, — думал этот лукавый богоборец. Но Господь всесилен и настанет время, когда семя жены сотрет голову этому лукавому змию.

В канун праздника Рождества Богородицы митрополит Феофан совершил всенощное бдение в Никольском соборе Казани

И вот настало время. Живет праведная чета — Иоаким и Анна. Господь так устроил, что до самой старости они не имели детей. Для нас, может быть, сейчас это не является трагедией, хотя нормальное состояние супругов — быть родителями. В библейские же времена бесчадие считалось наказанием Божиим. Иоаким и Анна жили праведно, а детей у них не было. И те, кто был рядом, насмехались над ними: «Что же они творят, если Бог не дает им детей?»

Как повествует Предание, супруги увидели птиц в весеннюю пору — вначале вьющих гнезда, а затем высиживающих птенцов. Чета смотрела со скорбью на это и наконец возопила к Богу: «Господи! Даже птиц Ты сподобляешь иметь птенцов. А мы бесчадны и бесплодны, прожили уже жизнь, а утешения нет, нет детей у нас». Но это был вопль сердца человеческого, а иной был Промысл Божий. Через смирение Он испытал благочестивую чету.

И вдруг происходит чудо: престарелая Анна, которая физически не могла зачать и родить, вдруг почувствовала, что имеет во чреве… Она говорит своему мужу в трепете и радости. Супруги склоняют колена и сердце перед Богом и ждут долгожданную, уже нечаянную радость. От земных родителей рождается Та, Которая станет Матерью Бога. Мы постоянно упоминаем их, «святых и праведных Богоотец Иоакима и Анну». Заря спасения рода человечества через Рождение Богоматери взошла.

Она растет. Её поведут отроковицей трехлетней в Храм Господень, по высоким ступеням которого Она поднимется сама, никем не поддерживаемая. И Её встретит хор небесных небожителей — ангелов и архангелов — и предстоящие со свечами девы. Пройдет время и эта юная отроковица будет обручена старцу Иосифу. А затем случится нечто неописуемое. Именно Ей явится Архистратиг Божий Гавриил и благовестит рождение Сына Божия… И ныне мы поём: «Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует».

Вот чей праздник мы сегодня празднуем. Не было бы Рождества Богоматери, трудно было бы говорить о Рождестве Христовом, ибо Она стала Богоизбранной отроковицей. За Свою чистоту, за Свою материнскую любовь Она станет Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим.

Поэтому всегда, когда мы вспоминаем те или иные события, связанные с жизнью Богоматери, мы должны думать об одном: мы называем себя христианами, то есть последователями Её Сына. Исполняем ли мы Его заповеди и заветы? Являемся ли достойными? Или же своими грехами омрачаем Её материнское сердце? К сожалению, второе чаще бывает у нас, но мы знаем и другое. Мы поем, в тропаре обращаясь к Её Казанскому образу: «Заступница усердная рода христианского! За всех молишь Сына Твоего и Бога нашего, и всем Ты хочешь одного — спасения».

Что мы Ей принесем? В день сегодняшний где наши дети? Может быть, пролистав книгу своего бытия, увидим, что зачатое дитя беззаконно убили мы в своем чреве? Как мать, Она видит наши грехи, но видит и наше усердие. И ныне прибегайте к Её Покрову, чтите Её память, праздники, связанные с Ней, святые иконы. Наипаче должны мы жить жизнью Её Божественного Сына, хранить заповеди, которые Он оставил нам, и помнить, что именно в Её материнское сердце входило оружие, когда Она видела поруганного и распинаемого Сына Своего.

Вновь и вновь обращаясь к словам тропаря, будем же восклицать: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной»! Помогай нам, ныне чтущим Твою память, дабы через любовь к Богу и исполнение Его заповедей мы вошли в обители Твои и Твоего Сына. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления