Публикации

Святитель Герман, архиепископ Казанский и Свияжский

  Количество просмотров

Третий святитель казанский Герман, в миру Григорий, происходил от родителей боярской фамилии Садыревых-Полевых и с детства отличался глубоким благочестием и набожностью. Он был единственным сыном у родителей, и потому, понятно, они желали и рассчитывали оставить его после себя наследником всего своего имения. Замечая, что сын их предается подвижничеству, неумеренно постится и проводит ночи в молитве, они старались уговорить его оставить это, дабы не повредить свое здоровье. Впрочем, как люди благочестивые, они не настаивали на своих словах и даже, когда сын их высказал им непреклонное желание поступить в монастырь (на 26-м году жизни), не воспрепятствовали ему и в этом. Григорий избрал для спасения своей души Волоколамский Иосифовский монастырь и вскоре принял монашество с именем Германа.

В это время подвизался в числе братии Волоколамского монастыря, а потом стал и игуменом этого монастыря будущий первосвятитель Казанский Гурий и проживал в заточении невинно сосланный туда известный ученый преподобный Максим Грек.

Приняв монашество, Герман, прилагая труды к трудам, усугубил подвиги поста и молитвы и с ревностью занимался изучением Слова Божия и святоотеческих писаний, пользуясь при этом руководством и наставлениями просвещеннейшего мужа того времени преподобного Максима Грека. Считавший правилом жизни неопустительно присутствовать за церковными службами, державший всегда строгий пост, Герман, живя в обители, отличался глубоким смирением, так что искренно считал себя хуже всех. Он довольно уже пожил в монастыре, когда настоятелем Волоколамской обители был назначенсвятитель Гурий. Почти десятилетнее пребывание под его игуменством, без сомнения, сблизило и сделало единонравными этих будущих деятелей на ниве Христовой. Подвижническая жизнь Германа не могла укрыться от людей: против желания он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Старицкого монастыря, по неотступной просьбе братии этой обители. Впрочем, любя безмолвие, он не долго пробыл настоятелем, всего два с половиной года, хотя и за это краткое время он привел монастырь в цветущее состояние – как по внешнему, так и особенно по внутреннему устройству, направив жизнь иноков по образцу Волоколамской обители. Сложив с себя настоятельство, он возвратился в прежнее место своих иноческих подвигов в Иосифов монастырь. Затем, в 1555 году, при избрании Гурия на архиепископский престол города Казани, святитель Герман, как первый сослужитель и содейственник святителя, совершенно ему известный, получил послушание устроить в Свияжске первоклассный монастырь. По прибытии в сей город святитель Гурий освятил место под обитель, и Герман деятельно принялся за постройку оной. Средствами на построение он был обильно снабжен в Москве – от самого государя. Вскоре среди города Свияжска воздвигнут был величественный монастырь и стал прославляться далеко по всем окрестностям святостью жизни своего настоятеля. Свияжский монастырь учреждался с особою целью: он должен был служить центром, из которого должно было распространяться христианское просвещение, как между магометанами, так и между языческим населением всей нагорной страны Волги, а иноки монастыря, по мысли святителя Гурия и царя Иоанна Васильевича Грозного, должны были уподобиться апостолам, которых послал Господь учить и крестить.

Подобно благоуханному и обилующему приятными плодами древу, святитель Герман и словом Христовым, и примером христоподражательной жизни всех приходивших к нему питал во спасение. Обитель его сделалась местом духовного просвещения, где верные назидались и утверждались в вере, а непросвещенные верою оглашались в принятии оной и просвещались святым Крещением. Свияжский монастырь был преимущественно средоточием, откуда исходило благовествование слова Христова и свет веры для окрестных язычников, во множестве обращавшихся к вере Христовой при преподобном Германе.

Слава о подвигах и святости жизни Германа достигла царствующего града, престолов царского и первосвятительского, и когда блаженнейший Гурий окончил жизнь свою, на его место рукоположен был во святителя Казани блаженный Герман (12 марта 1564 года).

В недолгое свое управление Казанскою епархиею святитель Герман во всем следовал примеру первосвятителя Казанского Гурия. Он всею душою заботился о том, чтобы пастыри свято исполняли свой долг, а пасомые, как дети, слушались их и повиновались им. Заботясь о том, чтобы новопросвещенные инородцы в большем количестве обучались в существовавших для них при монастырях школах, он учредил общежитие при Богородицком Зилантовом монастыре, что дало возможность увеличить как число монашествующих, так и число обучаемых в монастырской школе инородцев.

Особенно отличался новый архипастырь милосердием и великою любовью к своей пастве, к людям страждущим и обижаемым. Он защищал гонимых сильными притеснителями, помогал вдовам и сиротам, был, как повествует предание, око слепым, нога хромым, утешитель скорбящим, жезл претыкающимся и падающим.

Вещественным памятником служения в Казани святителя Германа остается существующий и теперь, построенный им на свои средства, при пособии граждан, Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь.

Два только года пробыл доблестный архипастырь среди паствы казанской; затем он вызван был царем Иоанном Васильевичем в Москву, для занятия кафедры Всероссийского митрополита. Но правдолюбивый иерарх не поладил с царем Грозным, в то время уже поколебавшимся в правилах прежней добродетельной жизни: святитель решился высказать царю, со всею кротостью, но вместе и решительно, что его действия не одобряются голосом народа и тем более будут осуждены от Бога, что его опричники преследуют и убивают людей достойных и ни в чем неповинных, а это приведет к погибели Отечества. С омраченным лицом вышел царь от святителя Германа. Недостойные слуги его опричники, узнав от царя о происходившей беседе, приняли все меры к тому, чтобы восстановить царя против святителя. Царь послушал опричников и приказал изгнать святителя Германа из митрополичьего дома. Святителя с оскорблениями удалили из митрополичьих келлий, которые он уже занимал.

Опозоренного святителя, однако, не отпустили из Москвы. Около двух лет святитель Герман прожил в Москве, считаясь архиепископом Казанским, но находясь все время под опалою. Пред его глазами протекло время страшного тяжелого святительства священномученика Филиппа, который поставлен был вместо него митрополитом Московским. Ему пришлось быть участником и в суде над митрополитом Филиппом. Низвергнув святителя Филиппа и желая оправдать свое беззаконие пред лицом церкви, царь решил произвести формальный суд над святителем Филиппом. Суд этот состоялся 4 ноября 1568 года. Из присутствовавших на суде архиереев одни из-за страха молчали, а другие, в угоду царю, не стыдились клеветать на святителя Филиппа. Один только святитель Герман решился возвысить голос в защиту невинного страдальца. «Благочестивый государь, – обращаясь к царю, сказал святитель Герман, – хотя и все собравшиеся здесь братья много говорили тебе против блаженного сего, ни один не сказал правды... Осужденный тобою от юности своей не произносил никогда неправильного суда над кем бы то ни было из людей и никогда не знал лицеприятия». Как ни раздражен был царь, слушая эту речь, однако он не сделал никакого зла святителю Герману сразу, не сказал ему даже укоризненного слова, «ово убо видяще крайнее его смирение, ово же стыдящеся багряницы царской». Но слова святителя Германа не имели успеха и не облегчили участи святого Филиппа. Святитель Филипп был осужден и сослан. А через два дня после суда, 6 ноября 1568 года, не стало и его защитника святителя Германа. Над ним суд совершен был, вероятно, опричниками, внезапно, домашний, тайный. Голова святителя Германа была отрублена двумя ударами – одним спереди, отсекшим нижнюю челюсть, другим сзади по шее. В народе же был распространен слух, которому до последнего времени верили все, что святой Герман умер от свирепствовавшей тогда в Москве моровой язвы. Гнев Грозного царя на святителя Германа был причиною того, почему ни один из бывших тогда в Москве архиереев не решился принять участие в погребении священномученика Германа. Похоронен был святитель Герман находившимся при нем архимандритом Свияжского монастыря Иродионом в архиерейском облачении в церкви св. Николая.

Но Господь не оставляет под спудом мощи угодников своих. По прошествии 24 лет со дня кончины святителя Германа (в 1592 году) иноки Свияжской обители и граждане, благоговевшие к памяти своего архипастыря, прибыв в Москву, испросили у царя Феодора Иоанновича и святейшего патриарха Иова (день памяти 5/18 апреля и 19/2 июля) позволение перенести мощи святителя Германа в созданную им Свияжскую обитель, так как мощи начали славиться явлением чудес и знамений после нечаянного обретения их в означенном храме святителя Николая. Когда принесены были мощи в Свияжск (25 сентября 1592 года), казанский митрополит Гермоген устроил торжественную встречу. А по внесении их в храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный святителем Германом, дивное благоухание распространилось не только в храме, но и по всему монастырю и совершилось много чудесных исцелений. Все присутствовавшие при этом в восторге славили Бога, дивного во святых Своих. Нетленные мощи святителя Германа положены были около стены с правой стороны при входе в алтарь. Целый ряд чудесных исцелений, совершившихся при раке святителя Германа, побудил митрополита Казанского Лаврентия (1657-1673 гг.), лично на себе испытавшего чудодейственную силу святителя Германа, составить в честь его службу и написать его житие. В 1696 году митрополитом Маркеллом, с благословения патриарха Адриана, мощи святителя Германа были освидетельствованы и переложены в новую липовую, обложенную серебром, гробницу, при этом по просьбе Симбирских граждан и духовенства отделена была для Симбирска часть мощей святителя Германа. С этого времени началось всеобщее чествование святителя Германа во всей России. Чрез 8 лет после этого, 23 июля 1704 года, мощи святителя Германа перенесены были митрополитом Тихоном из алтаря и поставлены на то место, где они почивали до 1918 года. В 1842 году они переложены были во вновь устроенную из кипариса сребро-позлащенную раку, а в 1889 году на главу святителя Германа возложена была новая митра. Присутствовавшие при этом вполне убедились, что святитель Герман умер не от моровой язвы, а был убит.

После октябрьского переворота 1917 года к власти пришли большевики. Для Церкви настали тяжелые времена, начались гонения. Храмы и монастыри повсеместно закрывались.

В 1918 году был закрыт Свияжский Успенский монастырь, в котором мирно почивали мощи святителя Германа. После разорения монастыря дальнейшая судьба святых мощей была довольно таинственна. Мощи исчезли, и о месте их нахождения никто ничего не знал. Существовало предание, что святые мощи были сокрыты под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев г. Казани, но это тщательно скрывалось. После падения богоборческой советской власти, в 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним был обнаружен ковчежец из красного дерева. Об этом сразу было донесено архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, управляющему Казанской епархией. По его прибытии, во время богослужения ларец был открыт и после долгого забвения были вновь обретены многоцелебные мощи свт. Германа.

Часть мощей была перенесена во вновь открытый Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и положена в раку, которая сейчас располагается в левой стороне храма.

Остальная часть мощей была торжественно перенесена в 2000 году в Свияжский Успенский мужской монастырь, который был вновь открыт после долгих лет запустения в 1999 году. Там святые мощи покоятся и ныне в Скорбященском соборе.

Память святителя Германа торжественно празднуется в Свияжской обители 6 ноября, в день его мученической кончины, 25 сентября – в день перенесения его мощей из Москвы в Свияжск, и 23 июля, в день перенесения его мощей из алтаря на средину храма.

Святитель Божий и ныне обильно изливает милости всем с теплою мольбою к нему прибегающим, подавая болящим исцеление, скорбящим утешение, нуждающимся помощь.

Тропарь, глас 4

От юности иго Христово усердно восприим, бденными подвиги поста и молитвы прославился еси, отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви в новопросвещеннем царстве Казанстем, вкупе со святителем Гурием воззван был еси; идеже, яко первоначальник созданной тобою во граде Свияжске обители, и достойный первосвя-тителю преемник явился еси. Почивая убо нетленными мощами во обители твоей, духом же предстоя Престолу Владычню, молися, святителю Германе, со святителем Гурием, обители твоей во святыни, православней же пастве во благочестии преспевати, и тьме иноверия светом веры разгнатися.

Ин тропарь, глас 4

Яко великим пастырем единонравна и учителем вселенныя единомысленна, Церкве Божия служителя усердна и строителя тайн Христовых благоговейна, стекшеся благо-вернии людие, Свияжския обители бого-мудраго основателя и Казанския новопросве-щенныя паствы святителя Германа песньми и пении восхвалим, глаголюще: не престай присещати молитвами твоими всю паству твою и в вере и благочестии блюди ю невредимо.

Кондак, глас 4

Доблестями преподобия и правды врученное тебе словесное стадо озаряя и на злачных Слова Христова пажитях питая, на правый путь заповедей Господних силою духа твоего наставлял еси е. Темже и ныне, осеняемии цельбоносными чудотворении твоими, в святую память твою, зовем тебе: не престай, святителю, предстательствовати пред Пастыреначальником о стаде твоем, яко паствы утверждение и сущим по тебе святителем удобрение.

Вернуться к списку

Последние добавления