6 января 2015 года, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Никольском кафедральном соборе города Казани. После чтения уставного Евангельского зачала архипастырь обратился к молившимся со словом.
Евангелие от Луки. Глава II
1В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3И пошли все записываться, каждый в свой город.
4Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.
18И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
19А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сейчас мы с вами слышали повествование о Рождении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Лк. 2:1-20). Тысячелетия после грехопадения человечество ожидало [исполнения] обетования, которое Бог дал людям после того, как они нарушили заповедь Божию. Изгоняя из рая, Господь обещал, что Семя жены сотрет главу змия (см. Быт. 3:15). Но до этого сколько испытаний, сколько падений и восстаний, сколько надежд и отчаяния испытывали люди! Грешили и были наказаны то всемирным потопом, то пленом египетским, то пленом вавилонским. Когда люди начинали каяться, Господь вновь и вновь простирал Свою руку. И, все же, не было окончательного избавления от греха.
Позже великая Римская империя простерла свою железную руку на Палестину, на Богом избранный народ. Народ истосковался, его терпение было на пределе. С одной стороны, жажда ожидаемого Мессии, с другой, некое отчаяние. [Появляются] различные философские течения — то стоики, то циники — отвергающие всё и вся. Но были и те, кто верил в пророчество, данное Богом и подтвержденное неоднократно пророками. И вот настала эта благословенная минута.
В Римской империи все обязаны [были] явиться в Иерусалим для переписи. Среди большого количества народа [пришли] и Дева Мария со своим мнимым мужем, старцем Иосифом. [Тогда же настало Ей] время родить. Представьте себе: Господь, Который сотворил небо и землю, Господь, Который сотворил человека, … ради человека воплощается от Девы Марии.
Не задавайте мне вопрос, возможно ли Богу воплотиться. Возможно, но это под силу только Богу. Это любовь, которая приклонила небеса, чтобы Бог сошел на землю в образе человека. Это — жертва Бога.
Но что происходит? Деве Марии настало время родить, а гостиницы все заняты, нигде нет приюта. Представьте картину: ночь — хотя это и южная страна, но палестинская ночь, особенно в это время, холодная — и нет ничего. На их пути встречается пещера, обыкновенная пещера, которых множество, где от ненастья прятался скот. И в этой убогой пещере рождается Сын Божий.
Невозможно понять ни умом, ни сердцем, трудно поддается разуму, что Бог, обладающий всем и вся, рождается в пещере. Но в этом и проявилась Божественная любовь к нам. Так незаметно пришел Он в мир грешный, чтобы спасти нас.
Тихая палестинская ночь, пастухи пасут овец. И вдруг необыкновенное явление: темнота ночи озаряется небесным светом, с неба слышится пение. Что-то непонятное для пастухов. Такого хора раньше они не слышали, ведь это поют небожители. Что они поют? Внимательно прислушиваются [пастухи], и до их слуха доходит ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Звезда, не бывшая до сих пор, идет по небу и ведет из далекой Персии волхвов-звездочетов. Идет и останавливается над местом, где родился Христос. В недоумении волхвы, но понимают, что это некое Божественное явление. Они видят пещеру, где в яслях лежит Сын Божий. Золото, ладан и смирну подносят они Богомладенцу Христу.
Более двух тысяч лет прошло с тех пор. Что же, Христос родился только «исторически», и всё? Почему мы празднуем ежегодно этот великий день, почему мы так ждём Рождество Христово? Для нас это историческая память или нечто большее? Не просто большее — для нас это жизнь, для нас это обновление, для нас это надежда, для нас это спасение. Христос родился, чтобы через Свою смерть, Воскресение и Вознесение, через восприятие нашей плоти обновить и нас.
Но есть условие, некогда данное Богом в раю: не нарушать заповедей. Так и нам дано спасение, но при условии исполнения Его Божественных заповедей. Мы не будем сейчас долго о них распространяться — все их неоднократно слышали и знают. А две главные заповеди, которые объединяют все остальные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, … вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39).
В эти Рождественские часы, когда мы вновь и вновь переживаем величайшее событие Рождества Христова, что можем сказать и принести Христу? Только одно: задуматься и прочитать книгу своей жизни, хотя бы за прошедший год. Найдем ли мы там исполнение заповедей Христовых, норм Божественных? Или же вновь и вновь — грехи в различной форме? Но и здесь нет места отчаянию, ведь для того и родился Христос.
В Рождественскую ночь, в эти минуты я прошу вас: оставьте праздничный стол, неубранную комнату, базар, который не успели посетить — оставьте всё там… Станьте перед Богом, перед яслями Богомладенца. Давайте помолимся. Будем не просто стоять, ожидая, чтобы быстрее закончилась служба. Встанем мысленно перед Богом, пролистаем книгу бытия своего и, если увидим там что-то непотребное, будем просить у Него прощения и сил для исправления. И Господь, видя наше искреннее желание, укрепит нашу волю и наше сердце.
Вновь и вновь обращаюсь к тебе, славянин, вновь и вновь напоминаю сегодня: приди в свой дом и скажи близким и знакомым: давайте в эту Рождественскую ночь вернемся к Богу. Бог к нам стучится, вновь через Рождество Он напоминает, что любит нас, вновь Он нам говорит: «войди, сын Мой, Я жду тебя». Не говори «потом», — откуда ты знаешь, будет ли время после или нет? Торопись к этим Вифлеемским яслям, торопись к Богомладенцу Христу, торопись, Русь святая! Помни, что, теряя веру, теряешь всё. Хранящим же веру Господь вновь и вновь посылает Свой Покров и Свою защиту. Об этом мы всегда, особенно же в великий праздник Рождества Христова, должны помнить.
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!