В 2009 году, когда проходил Поместный Собор, многие прихожане спрашивали, как можно проголосовать за нового Патриарха и будут ли его выборы? Конечно, всенародного голосования как и предвыборной компании не было, да и не могло быть. Многие воспринимают Патриарха как некоего церковного президента, который управляет Церковью, получая «мандат» от церковного народа. Однако такие представления скорее ошибочны, и мы с вами попробуем разобраться почему.
Мы уже давно привыкли к тому, что у Русской Церкви есть Патриарх. Но еще совсем недавно с точки зрения церковной истории, меньше ста лет, до 1918 года у нашей Церкви Патриарха не было. Его не было 200 лет, с тех пор как царь Петр отменил патриаршество на Руси. Чем же так мешал Патриарх русскому царю? Историки много спорят об этом. Но очевидно, что царь Петр, которому так нравилась Европа, решил по европейскому образцу организовать Церковь, сделать Церковь более податливой, включить ее в состав государственного механизма.
Вместо Патриарха Русской Церковью управлял Святейший Синод, который при этом подчинялся царю.
Однако и в это время, в так называемый синодальный период русской церковной истории, прославились подвигами многие святые на Руси. Да и все новомученики российские родились и жили в синодальный период.
Как только государство отказалось от Церкви, возникла необходимость в самостоятельном управлении. Поэтому Патриарх есть символ самостоятельности и независимости Церкви. Он сам принимает решения в церковных вопросах без оглядки на государственную власть, без оглядки на кого бы то ни было.
Патриарх избирается Поместным Собором, а не всенародным голосованием потому, что Церковью управляет Дух Святой, Дух Христов, а именно в Поместном Соборе согласно учению Православной Церкви действует Святой Дух, научая собравшихся тому, что угодно Богу.
Вот как писал о сане Патриарха протоиерей Сергий Булгаков еще тогда на Поместном Соборе 1918 года: «Помимо церковно-канонических прав, патриарх имеет еще особый иерархический авторитет, ибо в нем выражается живое единство Поместной Церкви. Этот авторитет связан с самим саном, а не с личными только качествами его носителя, которые способны лишь возвеличить или умалить его авторитет. В нем Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской».
С одной стороны, Святейший является таким же епископом со своей епархией, как и другие. Его епархия — город Москва. Он лично назначает и рукополагает в своей епархии. Однако при этом у него есть права и обязанности, которых нет у других епископов. Патриарх председательствует на заседаниях Святейшего Синода, принимающего важнейшие решения в жизни Церкви, председательствует на архиерейских и Поместных Соборах Русской Церкви, взаимодействует с высшей государственной властью.
Как уже было сказано Патриарх имеет особый авторитет, в том числе и в вероучительных вопросах. Почему мы называем Патриарха Святейшим? Это не просто пережиток прошлого, когда и князей называли светлейшими. Само слово «святой» происходит от еврейского слово «кодеш», которое переводится как выделенный, избранный. Этот титул означает нашу веру в то, что сан Патриарха является особо выделенным, избранным на весьма сложное церковное служение — быть символом и лицом всей Русской Церкви.
При этом Патриарх первый принимает удар во время нападок на Церковь и во время гонений. Вспомните недавние нападки на Церковь и лично на самого Патриарха, вспомните и святого Патриарха Тихона, который страдал от террора большевиков вместе со всей Русской Церковью. Первый среди равных Святейших Патриарх предстоит пред Богом, чтобы Русская Церковь и далее процветала и украшалась добродетелями верующих.
Многая лета Святейшему Патриарху!