1 октября в Казанской духовной семинарии под председательством митрополита Казанского и Татарстанского Феофана прошел I Съезд православных педагогов Татарстанской митрополии «Духовно-нравственное образование и воспитание детей и молодежи в современных условиях». Открывая пленарное заседание, глава Татарстанской митрополии обратился к собравшимся со словом.
Добрый день, дорогие братья и сестры!
Мы рады приветствовать заместителя начальника отдела общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстана и, конечно, всех вас, наши дорогие педагоги!
Если честно говорить, я не думал, что у нас такая достойная «армия» учителей, когда шёл сюда. Теперь я вижу, что мы живем, потому что самое главное — это те люди, которые несут слово истины, просвещения при укорененности в религиозных традициях. И поэтому я считаю столь важной нашу с вами сегодняшнюю встречу.
Когда я ещё только собирался ехать сюда, я слышал о проблемах, с которыми сталкиваются в сфере религиозного образования в Татарстане. Но, слава Богу, по прошествии года я прихожу к следующему выводу: проблема заключается в нашей активности или пассивности. Мы неоднократно вели разговор о взаимодействии с Министерством науки и образования республики, чтобы найти правильные формы сотрудничества в данной сфере. Мы с вами видим, что происходит, насколько сложная ситуация и как можно то, что призвано служить миру и согласию — религию — использовать в экстремистских целях, доходящих до крайностей терроризма.
Я недавно вернулся из Москвы, где возглавлял делегацию нашей Церкви по переговорам с Ираном. Они мне рассказали о жуткой картине, которая наблюдается в Сирии, на Ближнем Востоке. Один из них чуть ли не очевидец.
Я рассказываю об этом, чтобы вы понимали, к чему может привести путь религиозной лжи. Вопрос религиозного просвещения — не последний вопрос в жизни общества. Религиозная просвещенность — это наша национальная безопасность
Я бы хотел еще раз хотел обратиться к Вам как к представителю Министерства образования и науки и еще раз напомнить: не нужно пугать людей межнациональными разделениями, если мы будем в школах исполнять принятый закон на право изучения той или иной конфессии детьми, чтобы они знали истоки. Это нас не рассорит, это не внесет хаос.
Беда, когда по подворотням, по подвалам учат наших детей искаженным религиозным ценностям. Вот там-то мы их и теряем. А вот если мы имеем систему, которая находится в рамках государственного контроля, мы здесь, наоборот, в безопасности, мы оттягиваем наших детей от возможности быть вовлеченными в различные искаженные религиозные формы самосознания.
Наверное, в данный момент, когда в ушах и на устах слово «кризис», у многих мысли о том, всё ли в магазинах есть и всё ли можно купить. Это плохо, что где-то у нас нет возможности экономически поддержать себя. Но все-таки один из главных кризисов — это нравственное состояние общества, в особенности молодого поколения.
Сразу хочу сказать, что я не сторонник ругать молодежь и говорить: «Она пропавшая, она плохая, она гнилая». Мы с вами недостаточно вкладываем наших усилий в служение молодежи, особенно же в области её воспитания. Действительно, новый министр образования как-то озвучила, что не хотела бы слышать словосочетание «продукт системы образования». Не продукт и не услуга, а долг для учителя является самым главным.
Собравшиеся здесь — вы авангард, те люди, которые действительно борются за нравственный облик детей. Первый съезд православных педагогов Татарстана — очень важное свидетельство того, что мы здесь, в республике, совершенно свободно имеем возможность сохранять наши традиционные ценности, в том числе, и религиозные. Это очень важно.
Я вчера служил в престольный праздник храма святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии у отца Александра Павлова. И я порадовался, когда посмотрел на детишек воскресной школы. Представляете: 150 детей в воскресной школе! Это дети, посещающие воскресную школу, изучающие основы религиозных православных ценностей, дети, которые впитывают нравственные ценности заповедей: «не убивай», «не кради», «не лги», «почитай отца и матерь твоих», «люби жизнь». Кто-то мне скажет, что это «клерикализация» общества? Почему крайние либералы используют это понятие как какое-то пугало? О какой клерикализации говорится? Что они, эти дети, пойдут за полу ловить, как сектанты это делают, и тащить? Да нет! Но среди них не будет наркоманов, а когда подрастут, то они не будут бросать в ящик своих нерожденных детей. Среди них не будет тех, кто бросает своих родителей, потому что они с детства помнят заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле». Они с детства впитывают это понимание. Разве это плохо для нашего общества? Разве это некая секта? Это здоровая ветвь в жизни нашего народа.
И мы в наших храмах, в наших воскресных школах говорим нашим деткам, что надо любить всех, и особенно тех, с кем мы живем рядом, бок о бок. Мусульмане — это наши братья, мы — одна семья. И ни в каком храме, ни в какой воскресной школе вы не увидите прививки неприязни и антагонизма. Наоборот, там учат доброжелательному и уважительному отношению к носителям другой религии, другого языка, другой культуры. Очень важно всем нам, нашему обществу это понимать.
Еще раз повторяю: в проблеме разнузданности заключается проблема безопасности нашей страны. Правильно где-то сказано: некоторым силам очень важно сейчас разнуздать наше общество, потому что потом легче будет взнуздать и управлять таким обществом. Так поступают бандиты: сначала кровью повяжут, втолкнут в преступную группировку, а затем уже никуда не денешься. И нужен иммунитет с детства, иммунитет правильной ориентации в религиозных ценностях. Когда нет этого иммунитета, всегда у человека встает вопрос о правде жизни, о смысле жизни, о конце бытия. У разных людей по-разному он встает, но он обязательно встанет, этот вопрос. И лучше, когда эти ориентиры заложены с детства.
Я уже рассказывал из своего личного опыта: в нашей семье было шесть детей и мы в то советское время воспитывались в вере. У нас религиозная семья была. Когда я подрос, то затем, что называется, в мир пошел: служил в армии, учился в институте, и у меня были некие трудности при общении. С чем я встретился? Когда жил в общежитии и в армии служил, то нередко среди сверстников звучали всякие сальные разговоры, была некая вольность, бравада, похвальба поступками, не достойными публичности, греховными в понимании верующего человека: как они с девушками гуляют, как пьянствуют или ещё что-то. И я чувствовал, что что-то не так у меня. Иногда появлялось желание попробовать жить так, как они живут. Каюсь перед аудиторией: я пытался, что называется, интегрироваться — где-то и как-то побывать в этой компании. И вот такое ощущение у меня было: я чувствовал, что не то со мной происходит, ведь мы не так воспитывались. И когда доходил до какой-то черты, где опасная грязь, вдруг сердце моё как стрела пронзал вопрос: «Что ты делаешь?!» Мне вспоминались мать, отец, бабушка, наши молитвы, их наставления, как в жизни быть, что делать и чего не делать. И я отступал от этой роковой грязной черты.
Уже позже, когда за спиной были семинария, академия, принятие монашества, анализируя личный опыт, я понимал: как же здорово, что эти добрые ростки, посеянные в детства, стали здоровой прививкой от нравственного уродства.
Можно слышать от ретивых антирелигиозных чиновников, от представителей образования и власти: «Оставьте вашу веру себе. Не надо детей трогать. Подрастут и сами определяться, какую веру исповедовать и как им жить — во взаимоотношении с Богом или без Бога, с мечетью или без мечети, с Церковью или без Церкви». Я задам простой вопрос: а зачем же вы делаете вакцинацию ребенку от оспы, от других болезней? Пусть себе так живет. Пронесёт, значит, не надо было и вакцинацию делать. Заболеет оспой — тогда и будем его лечить.
Что легче: предварительно провести работу или же потом лечить? Или мы должны сперва предоставить возможность сломать нравственное состояние юной души, а потом лечить? Конечно, надо и лечить, но гораздо важнее предупреждать болезнь, дать с детства правильные ориентиры в религиозной жизни, чтобы не пришли потом дяди с востока или запада с различными псевдорелигиозными идеями, не вовлекли наших детей в страшные организации, подобные ИГИЛ, где убивают, где насилуют, где прививают ненависть к самым близким людям. Вот, о чём нам надо заботиться и в семьях, и в школах, и во власти, и в министерствах. Ибо самая главная ценность в нашей жизни, в жизни общества и государства — это не запасы нефти и газа на наших бескрайних просторах, а нравственно здоровые люди, которых, к сожалению, нам нередко не хватает.
Сейчас идут споры, надо или нет законодательно запретить аборты. Это тоже часть системы нравственных ценностей. Может быть, не надо было бы и поднимать эти вопросы, если бы не миллион — по самым скромным подсчетам — добровольных убийств в год. С детства прививается понимание смысла и цели жизни, брака и семьи. Дети всегда были самой главной ценностью в жизни всех народов.
Это имеет самое прямое отношение к Первому съезду православных педагогов. Еще раз повторю: нравственный фундамент закладывается с детства. Если нравственно здоровые дети правильно ориентированы в традициях, в истории, в культуре, в вере своих народов — это наше богатство и радость! И мы об этом должны говорить смело и без боязни, отстаивая здоровые нравственные религиозные ценности.
Народ, который не уважает, не знает и не любит свою традицию, веру своих отцов, свою культуру и историю, свой язык и свои обычаи, никогда не будет пользоваться уважением со стороны других. Мало того, этот человек по определению не сможет быть лоялен к другим. Если он не уважает свои национальные, религиозные, культурные и исторические корни, сколько ни говорите, он не поймёт и носителя другой культуры, другой веры.
Вот поэтому я очень благодарен вам. Вы — настоящие подвижники, собравшиеся здесь из разных уголков нашей республики, чтобы, с одной стороны, подвести итоги своего поистине нравственного подвига, а с другой стороны, наметить цели для будущего служения нашему народу, нашему Отечеству, нашим детям.
Я благодарен Президенту нашей республики за те добрые взаимоотношения, которые у нас существуют. Мы находимся в здании семинарии. Она давно была построена и вы видите ремонт, который по распоряжению Минниханова производился. Мы строим собор по инициативе нашей совместной. Это доброе свидетельство того, что мы вместе в одном большом доме, имя которому Россия, и в замечательной Республике Татарстан. Мы должны делать всё, чтобы сохранить и привить путь мира и согласия, взаимного уважения нашим детям, чтобы наши дети, имея эту прививку, уже могли бы, встретившись с вызовами нравственного уродства в своей жизни, правильно сориентироваться, особенно же, когда речь идет о религиозном факторе.
Дорогие мои, подавай Бог вам Свою помощь. У вас есть мудрость, у вас есть желание, у вас есть опыт, а у меня появилась надежда на вас. Помогайте всем: и народу нашему, и республике нашей, и тем, кто стоит за добро, помогайте. Сейте и поливайте, удобряйте и с любовью окучивайте юные сердца, и это вернется сторицей. Аминь.