Кажется, только вчера мы любовались вертепом во дворе храма и с замиранием сердца слушали слова песнопений «Христос рождается, славьте!». Крепким льдом ещё не успела покрыться иордань, вырубленная на ближайшей речке, и по утрам мы, счастливые, причащаемся святой Крещенской воды… А Святая Церковь, между тем, зовёт нас в новый путь.
Сегодня вечером, на торжественном всенощном бдении мы с вами услышим великие слова, от которых веет свежим воздухом великопостной весны, воздухом «весны покаяния». В середине службы батюшка торжественно прочитает воскресное евангелие, мы все возгласим «Воскресение Христово видевше…», глядя на высоко поднятую в руках священника Книгу, а потом певчие первый раз пропоют тропари Великого поста:
«Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию».
В переводе матушки Серафимы (Осоргиной) это звучит так: «Отвори мне двери покаяния, Податель жизни, потому что моя душа с раннего утра стремится к святому храму Твоему, так как храм моего тела весь осквернён: но ты, Щедрый, очисти меня Твоею милостию».
Отвори мне двери покаяния… Великий пост — это путь к радости радостей, свету светов — Христовой Пасхе. Но путь этот не пройти без посоха в руке, посоха, имя которому покаяние. Первые слова проповеди Христа, первые слова проповеди Иоанна Крестителя — это призыв к покаянию. Самые сладкие слёзы, слёзы радостотворные (творящие радость) — это слёзы покаяния. Раскаявшись в грехе и обратившись за милостью к Богу, мы чувствуем, как Сам Он склоняется к нам и отогревает замёрзшее сердце теплом Жизни.
Таким образом, двери покаяния, упоминаемые в тропаре, это двери, за которыми сияет радость и полнота бытия. И Великий пост — это покаянная дорога к Пасхе, самому радостному празднику, которым попрано (растоптано) даже самое страшное, что есть у человека — смерть. Всё это значит, наконец, что без покаяния нет радости, и без поста нет Пасхи.
Проповедь митрополита Феофана в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской
Вместе с нами к Богу на этой вечерней службе будут обращены тысячи святых ликов — епископов, батюшек, мирян — огромный сонм новомучеников и исповедников российских, которые сто лет назад смогли отдать всё, вплоть до жизни, за Христа. Их память мы будем праздновать завтра, к ним обращаться сегодня вечером припевом канона: «Святии новомученицы и исповедницы Российстии, молите Бога о нас!».
Вернёмся к теме Великого поста. Если дёрнуть ручной тормоз на полном ходу автомобиля, то последствия будут непредсказуемые. И правило это верно не только для физических явлений, но и для тонких душевных материй. Святая Церковь прекрасно понимает, как непросто от одного состояния и настроя перейти ко другому. Радость Святок не может так запросто «переключиться» на жёсткую собранность Великого поста. И Церковь готовит своих детей заранее.
Протоиерей Виталий Кузьмин: «Святой — это тот, кто пытается настроить антенну своей души на волны Божественной благодати»
Прошлое воскресенье (по-церковнославянски — «неделя») называлось Неделей о Закхее. Начальник мытарей, главный сборщик налогов, так сильно желает увидеть Христа, что забывает про всё, и лезет на дерево — лишь бы разглядеть в толпе необычайного Учителя (Евангелие от Луки, 19:1-10). Преодолев свой маленький рост, своё смущение перед народом (представьте, что начальник налогового департамента вашего города лезет на дерево), Закхей всем сердцем устремляется к Богу — и Бог награждает его. Именно к Закхею обращены теперь слова Христа: «Скорее слезай! Сегодня Я должен остановиться в твоём доме».
Так и мы с вами, христиане, очнёмся от сна каждодневной суеты и погони за ветром, плеснём на лицо студёной воды и возжелаем всем сердцем Жизни! Вспомним, как хорошо нам было, когда Господь находился рядом. Как было не страшно, спокойно, радостно и надёжно тогда — мы были, как говорят, у Христа за пазухой, и все привычные тревоги и страхи оказывались в этот момент пустой шелухой, не стоящей внимания... Возжелаем же Христа, захотим увидеть Его и принять в своём доме — вот с какого призыва начинается подготовка к Великому посту.
Hеделя о мытаpе и фаpисее: о смирении
А завтрашнее воскресенье называется Неделей о мытаре и фарисее. Все мы на Литургии ещё раз вспомним ту притчу Христа о самодовольном верующем, уверенном в своём пути ко спасению, и жалком грешнике, стоящем у дверей храма и бьющего себя в грудь со слезами и словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному» (Евангелие от Луки, 18:10-14).
Эта притча — о смирении, которое является следствием желания увидеть Бога и приближения к Нему. Как лучи солнца освещают мрак лесной чащи и обнажают взору бурьян, колючие кустарники и непроходимые заросли, так и Бог показывает нам Своим примером и присутствием, как далеко мы от истинного призвания, как глубоко пали, как сильно нуждаемся во Враче. «Дай нам, Боже, постоянно иметь пред глазами нашими всецелую зависимость от Тебя, нашу немощь, нашу греховность, чтобы постоянно смиряться пред Тобою и пред нашими ближними», — молился святой Иоанн Кронштадтский.
Итак, желание Закхея. Затем смирение мытаря. Далее — ещё несколько воскресений, «недель», после которых Бог распахнёт перед нами двери покаяния, и мы выйдем на узкую тропинку Великого поста. Спотыкаясь и падая, мы побежим вперёд… А впереди — вечное сияние невечернего дня Господня, впереди — праздников праздник и торжество из торжеств, впереди — Христово Воскресение!
— Христос воскрес!
— Воистину воскрес Христос!