Публикации

Проповедь митрополита Феофана в Прощеное воскресенье в Никольском соборе Казани

  Количество просмотров

26 февраля 2017 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Казани. После чтения Святого Евангелия (Мф. 6:14-21) правящий архиерей обратился к верующим со словом.

Мы с вами стоим на пороге Великого поста. Церковь через Святое Евангелие призывает нас прощать согрешения: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:14-15).

Удивительное явление: Господь дарует прощение наших грехов! Мы же обращаемся к Богу, нередко лицемерно прося прощения за тот или иной проступок, часто безобразный, но совершенно забываем о том, что есть люди — часто самые близкие наши родственники или те, с кем мы работаем бок о бок — которых мы обижаем. Нужно простить не тем, которых мы обижали: мы их обидели — еще и прощать? Господь призывает прощать тех, кто нас обидел! Это непременное условие, как получить прощение у Бога.

В Прощеное воскресенье митрополит Феофан совершил Литургию в Никольском соборе Казани

Обращаясь к Богу, прося прощения за тяжкие грехи, нередко мы пребываем в злобе и ненависти к близким нам людям. Всем знакомо, когда свекровь и невестка, муж и жена, брат и сестра находятся в жутком состоянии ненависти. Нередко эта ненависть основывается на чем-то несерьезном: не поделили кусок земли, имущество, или же просто характеры разные… А называют себя верующими все и говорят: «Мы пошли исповедаться». Прежде, чем пойти на исповедь, то есть с просьбой к Богу, чтобы Он простил тебя, прости обидчика.

Еще раз повторяю: нам легко лицемерно сказать «прости» малознакомому человеку. Но нужны твердость воли и послушание Богу, чтобы попросить прощения у близких или на работе, когда есть вражда. Соберись с волей и напомни бунтующему злому сердцу своему: «Стой! Я же сам грешен и сам хочу, чтобы Бог меня простил. А Бог дал это условие — просить прощения и прощать самому, делая это от всей души». Тогда иди, становись перед Богом у аналоя, перед крестом, Евангелием и начинай исповедоваться и просить у Бога прощения. Всё, у тебя уже есть этот «билетик»: ты подошел, исполнив повеление Божие, простив обидевших. Совершенно другое состояние сердца будет и с иным внутренним миром ты отойдешь от креста и Евангелия, получив разрешение от священника.

В другом месте сказано: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23-24). Это непременное условие. Мы должны помнить, что прощение наше у Бога в наших руках. Мы прощаем — Бог прощает, мы не прощаем — сам не жди прощения.

Не постись как фарисей, не делай постный вид, как мы умеем это делать. Мы постимся не для того, чтобы показать людям своё постное лицо, а для того, чтобы свои страсти немножечко осадить. Как один святой сказал: «Пост — это не твой журчащий от голода желудок. Пост нужен, потому что он укрощает твои страсти и пороки перед Богом». Нужно не просто ограничение себя в пище, но воля.

В чём суть поста? В том, чтобы не есть скоромную пищу? Да, надо ограничивать себя, но в первую очередь соседа с соседкой не надо кушать. Различными способами мы это делаем: языком, сейчас еще интернетом добавляем; делаем различные пакости, осуждаем…

Хочу ещё раз напомнить вам: стоя здесь сейчас, мысленно простите всех, кто вас обидел. Сделайте это искренне, от всей души. Знаю по собственному опыту, что нелегко это сделать. Но собери волю в кулак, иди и проси прощения своей окаянной душе, которая сопротивляется. И такое послушание Богу приведет тебя к тому, что и Бог простит тебя. Непременно сегодня это надо сделать. Аминь.

Вернуться к списку

Последние добавления