В Спасо-Преображенском приходе села Большие Кабаны каждый человек уникален и неповторим, у каждого свои истории, свои цели и ценности. А героиней сегодняшней публикации стала поистине легендарная женщина с вековой биографией. Да, мне посчастливилось пообщаться с человеком, которому несколько дней назад исполнилось 100 лет!
Анна Фадеевна Косарева — наша прихожанка — родилась в Больших Кабанах в 1917 году. Моему визиту она очень обрадовалась, просила благословение и рассказывала о себе: «Родителей помню смутно. Я маленькая, отец говорит мне: «Доча, иди ко мне, я тебя благословлю». Я подхожу, он меня благословил, и его увезли в больницу, где он скончался. Вскоре умерла и мама, от тифа, которым мы тоже переболели; остались сиротами брат и мы — две сестры. Спасибо, соседи поддерживали, кормили нас. Я с десяти лет пошла в няньки, жила у людей в Столбищах, в Усадах, потом в колхозе овец пасла. В школе не училась, так всю жизнь безграмотной прожила.
Встретила любимого, в январе 1941 года мы с ним обвенчались в церкви на Арском поле (храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище).
Сына родила, когда муж уже на войне был. Потом он пропал без вести. Сыночка окрестила тоже в Казани, в той же церкви, где и венчались с мужем. Свекровь меня полотенцем обвязала с ребенком, и я с утра пошла, вернулась поздно вечером.
Жили бедно, досыта не едали. Хорошо, что родители мужа меня поддерживали, не обижали. После войны ко мне сватались, а свекровь мне сказала: «Не дам тебе ребенка на мужика менять!» Я своего Петеньку очень сильно любила, он у меня единственный, вот так и остались мы вдвоем.
Так и жили в Кабанах, с раннего утра до позднего вечера работала в колхозе. Потом женила своего Петю: девушка хорошая, Галина зовут. Семеро внуков мне родила, со всеми я нянчилась. Сына уже нет, а мы вот с Галиной так и живем; она для меня самый дорогой человек: и кормит меня, и ухаживает за мной. Я ведь слепая, ничего не вижу, а она все для меня делает».
Мы говорим с Анной Фадеевной о жизни села, о колхозном периоде, о церкви. Она хорошо помнит старосту храма Анастасию Федорину — ту самую, что в начале 40-х отхлопотала церковь: продала корову и в Москву поехала. Благодаря ей, церковь в Кабанах вновь открыли. Анна Фадеевна вспоминает, как заходила в храм и видела, что все иконы были сняты и штабелем в левом алтаре лежали.
«В церковь всегда ходила, а сейчас уже только по дому. В Великий пост батюшка меня причащает дома.
А ты, батюшка, навестишь меня, причастишь?» — просто и искренне спрашивает меня наша героиня.
Могу ли я сказать ей, что для меня большой радостью будет каждый визит к ней, ведь общение с таким человеком — это не только прикосновение к истории нашей Родины, но и соприкосновение с истинной добротой и женской духовной силой, чего в Анне Фадеевне хоть отбавляй!