Слово в 4-ю Неделю Великого поста, произнесенное в Казанском кафедральном соборе 4 марта 1912 года протоиереем Воскресенской церкви города Казани Валентином Мстиславским.
Нынешний день Святая Церковь посвящает хвалебной памяти великого подвижника святого Иоанна Лествичника, показывая в лице его всем нам, братие-христиане, живой образец для подражания в подвигах борьбы со страстями и похотями и неустанного усовершенствования в добродетельной жизни.
Преподобный Иоанн родился в конце V века в Сирии. 17-летним юношей он оставил родительский дом и, ища уединения, чтобы всецело отдаться на служение Богу, удалился в Синайскую пустыню. Здесь, под руководством одного опытного в духовной жизни старца, преподобный Иоанн в течение 19 лет подвизался подвигом добрым, восходя от силы в силу от подошвы мысленного Синая до вершин его, как бы по некой лествице от земли к небу. Когда старец убедился, что его ученик достаточно навык в духовной жизни, то постриг его на 37 году жизни в иночество. По смерти своего учителя новопостриженный инок Иоанн ушел в пустыню Фола и здесь в совершенном уединении прожил в великих подвигах поста, молитвы и покаяния сорок лет. Пост его был удивителен.
Хотя он не уклонялся от всякой пищи, дозволенной иноческим уставом, но ел так мало, что казался только отведывающим, а не вкушающим. Вся жизнь его была непрестанной молитвой, которая, как молитва глубокой веры, творила многие чудеса. Покаяние его было исполнено глубокого сердечного сокрушения и горького плача о грехах. Хотя он был очень учен и образован, но вел себя так кротко и смиренно, что отнюдь не показывал своих преимуществ перед простецами-иноками и всегда готов был послужить всякому нуждающемуся в помощи. Его доброе любящее сердце недоступно было для обид, и он, по заповеди Спасителя, молился и за любящих, и за ненавидящих.
Дивная подвижническая жизнь снискала преподобному Иоанну уважение братии Синайской горы, и он после 40-летнего пустынножительства был избран в игумены. Будучи сам умудрен долголетним опытом во спасении, он, как добрый пастырь, употреблял все старание, чтобы возводить ко спасению и вверенных его руководству иноков. Почил в мире преподобный Иоанн в 80-лет. В назидание своим духовным детям и всем ревнующим о спасении преподобный Иоанн написал глубоко поучительную книгу «Лествицу рая», за что и усвоено ему наименование «Лествичника». В этой драгоценной книжице он, на основании своего личного подвижнического опыта, яркими красками изобразил путь постепенного нравственного усовершенствования, по которому должен шествовать ищущий спасения. Лествица у преподобного Иоанна имеет 30 ступеней, по числу лет сокровенной жизни Христа Спасителя. Она, подобно виденной во сне древним патриархом Иаковом лестнице, одним концом стоит на земле, а другим досязает неба, указывая конечную цель нашего земного существования — Царство Небесное. Что же требуется от того, кто бы захотел подняться по этой лествице? Ответом на этот вопрос служат те советы и наставления, которые преподобный Иоанн предлагает читателям его «Лествицы рая», живой же иллюстрацией к ним служит жизнь преподобного. Но исходным и конечным пунктом спасительного восхождения к небу является полное самоотречение всего человека, в духовной и телесной его природе: плоть должна находиться в послушании духа, а дух в послушании Бога. Для ума не может быть иной истины, кроме той, которую содержит слово Божие и Святая Церковь; сердце должно гореть непотухающим пламенем любви к Богу и в Нем к ближнему; все желания и хотения должны быть подчинены одной святой воле Божией.
Ах, братие, если бы и мы последовали по стопам ублажаемого ныне великого подвижника преподобного Иоанна в отречении от самохотных и самовластных страстей и похотей и в любви и преданности Богу! Но нет, самолюбие омрачает наш ум, закрывая от него истину Божию и повергая в бездну умствований лжеимённого разума, дерзновенно восстающего на ум Божий. Как много ныне таких мужей науки, которые дни и ночи просиживают над исследованием и изучением предметов их специальности — математики, физики, астрономы, историки и др., думая, что владеют истиною, а между тем душа их чахнет, как растение, удаленное от света, томится непонятной тоской: а от чего? Оттого, что нет истины там, где они хотят ее найти, — конечно, не потому, чтобы наука не могла вмещать истины, а потому что истина часто ныне изгоняется отсюда и заменяется разными гаданиями, предположениями и теориями, ничего общего с истиною немеющими. Еще дальше стоят от истины те, которые хотят найти ее в современной светской письменности, полной декадентского сумасбродства и безстыдной порнографии — и результат тот же: томление духа. А между тем, христианин, истина близ тебя. Вот святое Евангелие: открой его, и ты найдешь в нем ту лепту Божественную, которая освободит душу твою из мрака неведения и оков уныния! Вот храм Божий: войди в него, послушай, что здесь читается, поется и священнодействуется, и свет истины Божией озарит твою омраченную душу. А сколько сокровищ истины Божией сокрыто в святоотеческой и прочей духовной литературе? Но этот кладенец святыни многим из нынешних христиан совершенно неизвестен.
Бедное сердце наше! Мир с его соблазнами пленил его, и нет в нем места чистой любви к небу и Живущему на нем... Христианин! отврати лице твое от этого грешного и прелюбодейного мира; возведи твой взор к небу; воспряни духом к престолу Божию! Вот пред тобой твой Творец, Промыслитель и Спаситель: возлюби Его всем сердцем, всею душою, всею крепостию и всем помышлением, возлюби в Нем и ближнего твоего, как самого себя (Луки X, 27), — и Он, Премилосердый, сойдет к тебе, согреет твое холодное сердце и сделает тебя причастников жизни вечной... Вот пред тобой храм Божий, — это лествица на небо: войди в него, присоединись к стоящим здесь в молитве веры, — и отрешится сердце, твое от мирской суеты, и сойдет на тебя благодать Божия, и попалить терние всех твоих прегрешений, и радостию небесной исполнится твое сердце... Недальновидны и несмыслящи те, кои думают найти усладу и утеху сердцу своему в пространных обычаях света; балы да танцы, гулянья да вечеринки, живые картины не в состоянии заглушить скорбь и томление души, удалившейся от единственного источника истинной радости — Бога...
Святой апостол Павел о себе говорит: «Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю»; «Еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе не обретаю» (Рим. VII, 18-19): если так говорит о слабости своей воли, о бессилии вести борьбу со злом великий Апостол, просвещенный благодатно Святого Духа, то что же мы можем сказать о себе, братие? О, гибель наша неизбежна, если только мы не отречемся от своей греховной воли, не подчиним себя всецело всеблагой и совершенной воле Божией и не облечемся во вся оружия Божия, «яко возмощи вам стати противу кознем диавольским» (Ефес. VI, 11)! Господь лучше нас знает, что полезно и что вредно нам, Он, Премилосердый всегда желает нам истинного блага (Ефес. III, 20), - «хочет всем нам спастись и в разум истины приити» (1 Тим. II, 4);
Он, Всесильный, во всякое время, во всяком деле может подать нам помощь и заступление, — посему поспешим, братие, сами себе, друг друга и весь живот наш с полной благопокорностью предать Его всесвятой воле, открытой нам в Божественных Его заповедях! Пойдем неуклонно туда, куда ведет нас Промысл Божий обстоятельствами ли жизни; волею ли родителей и старших, или внутренним влечением сердца! Будем молить всеблагого Отца нашего небесного, чтобы Он Сам помог нам Своею всесильною благодатью исполнить волю Его на земле так же охотно, всегда и во всем, как исполняют ее на небе ангелы! А моля Господа, и сами будем бдительно стоять на страже души во всеоружии против искушений и козней диавола и слуг его. Для сего, по Апостолу, мы должны, во первых, быть преисполнены истиною, т. е. знать истину и всем сердцем прилепиться к ней. Истина — это слово Божие, которое настолько живо и действенно; что при помощи его, как меча духовного, мы в состоянии будем разрушить всякия сомнения и недоразумения, возбуждаемые в нас врагом нашим. Во-вторых, нам следует облечься в броню правды, т. е. благоукрасить себя делами благочестия. В-третьих, ноги наши должны быть обуты в готовность благовествования мира, иначе мы всегда должны быть готовы служить нашим ближним, живя в неизменной любви и мире с ними. Наконец, необходимо нам взять в руки щит веры и меч духовный; а на главу шлем спасения. Щит веры — это вера в помощь Божию, которая сильна защитить верующего от всякого врага; шлем спасения — это мысль о спасении, которой мы можем защитить себя от пагубных сомнений и вражеских внушений; меч духовный — это слово Божие, при помощи которого мы в силах не только защитить себя от нападений врагов спасения но и сами можем нападать на них и побеждать (Ефес. VI, 14—17).
Из всего сказаннаго вы, братие христиане, можете усмотреть, что путь, ведущий на небо, — путь тесный, тернистый, крестный, что Царство Божие может быть достигнуто только усиленными подвигами, как и Христос сказал: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. XI, 12). Но тем не менее оно доступно не одним только отшельникам и пустынникам, а и всем живущим в мире сем. «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремепеннии», вещал Христос, призывая людей в Свое царство, — заметьте Он говорит: все, как и апостол поучает, что в Церкви Христовой нет разницы между еллинами и иудеями, свободными и рабами, мужчинами и женщинами. Посему пример святой подвижнической жизни великого отшельника Иоанна Лествияника может служить к подражанию не для одних только отрекшихся от мира иноков, а и для всех христиан, всякого звания и состояния, потому что служить Богу, прославлять Его словом и делом возможно при всяких жизненных условиях. «аще ясте, аще пиете, или ино что творите, вся во славу Божию творите», а кто чисть и славить Бога, того и Бог прославить в Царстве Своем. Все наши дела житейские и служебные требуют от нас известной степени самоотречения, подвига, если только мы совершаем их не для одной личной пользы или выгоды, но непременно и для славы имени Божия и пользы наших ближних.
Итак, памятуя непрестанно, что жительство наше на небесах (Филип. III, 20), поспешим туда, братие, по той «Лествице рая», которую оставил нам в назидание, и которою сам восходил в обители райские преподобный Иоанн Лествичник!