Начинаем серию публикаций материала о страстях Христовых, опубликованного в «Известиях по Казанской епархии» в 1907 году.
Среди бурного водоворота современной общественной жизни пашей отчизны, среди печальных картин падения добрых нравов, разнузданности страстей, попрания элементарнейших правил законности и порядка, печальных примеров понижения значения и ценности человеческой личности, как хочется измученной вихрем событий душе отдохнуть уйти в себя, забыться от тяжёлого кошмара окружающей действительности, унестись в иной, высший мир, мир чистых помыслов, святых чувствований и духовных радостей.
Как же дороги, поэтому, должны быть для нас наступившие великие дни воспоминаний последних дней и часов земной жизни Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Вся обстановка, весь склад богослужения Святой Церкви, её священные молитвы и песнопения в эти великие и по истине страшные дни проникнуты каким-то особенным духом, который затрагивает сердце человеческое в самых глубоких и сокровеннейших его сторонах и изгибах, наполняет его священным трепетом и умилением. Кто не умиляется, кто не возносится горе, слушая евангельские повествования или церковные песнопения о вольных страданиях нашего Господа? «Их возрождающая сила заявляет себя на глазах каждого, и конечно ежегодно Страстная седмица просветляет общественную и народную совесть, поддерживает веру, подавляет грех»1.
Наступившие великие дни священных и дорогих для христианского сердца воспоминаний отвлекают нашу мысль от безотрадной картины современной действительности, на мрачном фоне которой кажется нет ни одного светлого штриха и тона, который подействовал бы на душу примиряющим образом; при воспоминаниях страстей Христовых в душу теснятся другие думы, воображение уносится в иную, высшую область, противоположную неприглядной картине окружающей действительности. Пред умственным взором развертываются и проходят одна за другою поучительнейшие страницы из последних дней и часов земной жизни Спасителя, Сына Божия, страницы, говорящие о Его бесконечном подвиге любви, предпринятом ради спасения грешного человечества. «Уже одна простая мысль, что Богочеловек, Спаситель мира, сострадает человеческому роду, томящемуся под игом греха и смерти, — одна уже эта идея становится невыразимо-высокою и заключает в себе неодолимо привлекательную силу»2. Сердце наполняется благоговейным трепетом при мысли, что крестные страдания и смерть были понесены Сыном Божиим по любви к грешному человечеству. Какой мелочной и ничтожной кажется человеческая жизнь со всеми её низменными и эгоистичными порывами и стремлениями, с её злобой, враждой и ненавистью, пред этим величайшим подвигом любви Сына Божия! Как особенно жизненною и неотразимо сильною, при мыслях о крестном голгофском подвиге Сына Божия, кажется нам «заповедь новая данная Спасителем, в Своем лице осуществившим высший образец исполнения этой заповеди! И хочется верить в великую силу и мощь, вложенные Спасителем в жизнь начала любви, хочется верить, что падут созданные человеческой злобой и разделяющие людей перегородки, и неси едино будут», проникшись спасительными заветами Христовыми.
Редко встречаются такие минуты внутреннего духовного подъёма и просветления в нашей жизни, в большей своей части однообразной, суетной и монотонной. Но с тем большим вниманием мы должны, поэтому, останавливаться на этих немногих счастливых минутах, когда душа наша отвлекается от сутолоки обыденной жизни. Мы должны в таких случаях углубляться в себя и в глубине своего духа продумывать те великие и полезные уроки, которые даются нам такими минутами нашей жизни.
Примечания
1 Размышление о спасительной силе Христовых страстей. Еп. Антоний (Храповицкий). Церков Вестник. 1890 г. № 13.
2 Ф. Шафф Г. Христос чудо истории. Перев. с немецкаго. Спб. 1874 г., стр. 52.