Публикации

Размышления о страстях Христовых: как случилось, что Сын Божий был распят, как злодей и разбойник?

  Количество просмотров

Продолжаем чтение размышлений о страстях Христовых, опубликованных на страницах в «Известий по Казанской епархии» в 1907 году.

Из всех дней страстной седмицы особенно трогательным и невыразимо грустным представляется богослужение Великого пятка. Утреня Великого пятка есть раздирающая душу повесть страданий Спасителя. Страшную ночь воспроизводит это богослужение, которое и должно по уставу совершаться глубокою ночью.

На великой же вечерне этого дня в умилительнейших священнодействиях воспроизводится пред нами снятие со Креста преданными учениками Спасителя Его пречистого тела и положение Его во гроб, и мы таким образом созерцаем почитавшего во гробе Господа не духом только, а и телесными очами. На этих минутах смертного покоя Божественного Страдальца благоговейно и остановимся своей мыслью.

Думается, что нет ни одного, кто в благоговейном страхе и трепете, откинув всякую мысль о земном, не задумался бы над тем, что дается созерцанием пречистого тела Христова, почивающего во гробе изязвленным и окровавленным. Минуты воистину величественные и страшные. Святая Церковь призывает к молчанию в течение их и к предстоянию в страхе и трепете. Пред Своими крестными страданиями Спаситель, приготовляясь к принятию на Себя грехов всего мира, просил учеников своих побыть с Ним и пободрствовать, чтобы хотя несколько умерить Его великие душевные страдания. (Мф. 26, 38). Теперь Он почиет во гробе. Встанем с покаянием и смирением около Его святого гроба, вникнем в смысл и значение переживаемых нами минут, остановимся на них умом и сердцем нашим, дадим себе отчет в том, что говорят они нам; чему поучают нас, как освещают жизнь нашу? — поразмыслим и поучимся!

Размышления о страстях Христовых

Размышления о страстях Христовых

Пред нами развертывается страшное зрелище. Господь и Спаситель наш Иисус Христос, во дни земной жизни Своей проповедовавший слово любви и утешения, целивший всякий недуг и проказу, представляется нам лежащим во гробе покрытым глубокими ранами и окровавленным. Много поучительного и назидательного открывается нам пред святым гробом Бога и Спасителя нашего, пред нами особенно ясно раскрывается смысл и цель нашей христианской жизни, здесь особенно чувствуется «преспеющая разум любовь Христова» (Еф. 3, 19).

Сын Божий Господь Иисус Христос почиет во гробе... Но что же низвело Его с высоты Его жилища, где Он пребывал в лоне Отчем, во гроб? Как случилось, что Он, Сын Божий, был распят, как злодей и разбойник, на Кресте? Неизреченная любовь Спасителя к нам грешным возвела Его на крест. Он говорил: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Мф. 10, 17— 18). И святой апостол Павел говорит: «живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф. 5, 2). До явления Христа в мир грех господствовал среди людей с великою силою, и никто не мог свергнуть его господство, ибо все были заражены грехом. Вечная духовная смерть была уделом людей за грех (Рим. 6, 23). Но любовь Божия не желала смерти людей: Господь «всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити» (I Тим. 2. 4); Он «долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут» (2 Петр. 3, 9). И вот, во исполнение предвечного совета Божия о спасении людей, Сын Божий нисходит на землю, чтобы спасти людей от той смерти и гибели, к которой влек их грех. Спаситель рождается от Пресвятой Девы, приемлет человеческую плоть и дух и таким образом делается по всему нам подобным кроме греха. Он есть и истинный Сын Божий и в то же время — истиный Сын человеческий и этой «ради вины Он — Сын Божий, не стыдится братиею нарицати нас» («не стыдится называть нас братьями») (Евр. 2, 11).

Но Он по человеческой своей природе существенно отличается от нас. Он один, как чистый святой и безгрешный, смерти не подлежал. Но по беспредельной любви Своей к людям Он принимает на себя все их грехи, Он страдает за них и, наконец, вкушает Крестную смерть; Своими любящими учениками и последователями снимается с Креста и полагается во гробе. Вряд ли мы можем вообразить себе те жесточайшие внутренние муки, какие испытывал Спаситель, принимая на себя грехи всего мира. Он, чистый, святой и безгрешный должен был принять на Себя грехи всех людей и испытать тяжкие муки, от тяжести грехов всего мира. Даже чистая душа Спасителя трепетала пред тяжестью этого бремени. Пред самыми Своими Крестными страданиями ночью в саду Гефсиманском, Спаситель говорил Своим ученикам: «прискорбна есть душа Моя до смерти: пождите зде и бдите со Мною» (Мф. 26, 38). Он ожидал со стороны их помощи и поддержки в эти тягостные для Него минуты, Он ищет утешения в молитве к Отцу Своему, Он готов даже просить Отца освободить Его от тяжести предстоящих Ему страданий «Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия», но тотчас же Он оставляет эту мысль и предается с покорностью воле Отца: «обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты» (Мф. 26, 39). Потом Он приходит к ученикам и находит их спящими и говорит Петру: «так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною... Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче, аще не может сия (чаша) мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя. И пришед находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И оставив их, отошел опять и молился в третий раз, сказав то же слово. (Мф. 26, 39. 40. 42—44). Явился же ему ангел с небес, укрепляя Его. И находясь в борении прилежнее молился, и был пот Его как капли крови, падающия на землю (Лук. 22, 43 — 43). Молитвенный подвиг укрепил Божественного Страдальца. Помолившись в третий раз, Он приходит к ученикам Своим и говорит им: «спите прочее и почивайте: се, приближися час, и Сын человеческий предается в руки грешников: востаните, идем: се, приближися предаяй мя» (Мф. 26, 45—46). А впереди Его ожидали еще тягчайшие страдания. Над ним последовал суд и осуждение на смертную казнь. На Кресте и отяготела над Спасителем вся тяжесть грехов человечества, здесь-то, помимо внешних телесных мук, особенно Ему пришлось испытать щемящее чувство богооставленности. Под тяжестью грехов всего человечества Он воззвал к Отцу Своему: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил» (Мф. 27. 46). Но в эти тягостные минуты голгофеких страданий Сына Божия приближалась гибель греху. Пригвожденный ко Кресту, Спаситель возгласил: «Совершилось!..» (Ин. 19, 30). «И возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце твои предаю дух мой» (Лук. 23, 46). «И преклонь главу, предаде дух» (Ин. 19, 30).

Продолжение

Вернуться к списку

Последние добавления