Третья часть статьи «Размышления о страстях Христовых», опубликованной на страницах «Известий по Казанской епархии» в 1907 году
Пригвожденный ко Кресту, Спаситель возгласил: «Совершилось!..» (Ин. 19, 30). «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк. 23, 46).
«Совершилось»! — великое и дивное слово. Никогда еще в одном слове не высказывалось так много глубочайшего смысла. Совершилось — значит: закончено великое дело, достигнута та цель, ради которой приходил на землю, трудился и страдал Сын Человеческий». «Совершилось» — т. е. отныне господство греха уничтожено, отныне открывается новая жизнь, жизнь чистая и святая, отныне все верующие получают возможность приступать с дерзновением к престолу благодати (Евр. 4, 16). Господство греха было уничтожено, ибо за смертью Христовою последовало славное Его воскресение. Своим славным воскресением из мертвых Он засвидетельствовал, что смерть бессильна удержать Его в Своих узах и что сила добра отныне будет несокрушима. Еще до Своего воскресения Он в прощальной беседе со своими учениками говорил им: «в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16.33). Однако собственно только по воскресении Его можно сказать: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55).
И так, вот что прежде всего говорит нам безмолвно лежащий во гробе Божественный Страдалец Сын Божий. Его раны, Его смертный покой свидетельствуют о подвиге, предпринятом Им для уничтожения наших грехов. Но Его безмолвное лежание во гробе красноречивее всяких слов говорит и о том, в каких отношениях должны мы стоять к Нему нашему Искупителю и Спасителю. Во дни земной жизни Своей Он говорил: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12, 26) и еще: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Таким образом Спаситель требует от всех верующих в Него шествия по Его стопам. Путь же Его земной жизни есть путь уничижений и страданий за грехи людей. Этот путь Его завершился на Голгофе, где над Ним отяготела вся сила греха. Но эта сила оказалась бессильной по отношению к Нему. За голгофской смертью следовало Его славное Воскресение и откровение новой жизни. И вот, Христос Спаситель и Его святые апостолы призывают нас присоединиться к Его великому крестному подвигу, присоединиться для того, чтобы при Его благодатной помощи победить силу греха и начать жить жизнью святой и чистой. Спаситель обращается к нам с такими невыразимо трогательными словами: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Иоан. 15, 5—6). Итак, чтобы спастись, чтобы быть близким ко Христу, нужно находиться в таких же к Нему отношениях, в каких ветвь находится к дереву, т. е. нужно жить одной жизнью с Ним, усваивать себе то, что принадлежит Ему. Святой апостол Павел говорит: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе», в вас должно быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Фил. 2, 5). Если кто не живет жизнью Христовой, не следует за Ним, тот утрачивает себя для Христа и для вечной жизни, ибо Спаситель сказал: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ио. 15, 6). Но если мы должны пребывать во Христе, чтобы быть «своими» Ему, если в нас должны быть те же чувствования, какие и в Нем, то, верные Ему, последуем за Ним на Голгофу, примем участие в Его крестном подвиге и смерти. Святой апостол Петр говорит: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (Пет. 2, 21).
Размышления о страстях Христовых
В чем же должно выразиться наше участие в крестном подвиге Христовом? Прежде всего в искренном осуждении своей греховной жизни, сокрушении о своей греховности; этим самым мы присоединяемся к крестному подвигу Христову, к тем мукам, какие он испытал, подъемля на Себя грехи всего рода человеческого, «приобщаемся строением Христовым» (1 Петр. 4, 13). И здесь сообщается нам спасительная сила крестной смерти Христовой: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 7). Очистившись же от греха, мы вступаем в новую жизнь, чистую и святую, и начинаем ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 4).
И «чем более, чем действеннее будем мы участвовать в страданиях Христовых, тем более будет вселяться в нас Христос, и тем скорее мы удостоимся принять участие в славе Его» (Кол. 3, 4), нет большей славы, как разделять со Спасителем нашим претерпленные Им позор, поношение и бесчестие. «Если мы», — говорит святитель Игнатий Богоносец, — «чрез Христа не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас» (Послание к Магнезийцам, 5 гл.).
Наша вера христианская не есть прежде всего совокупность известного рода истин, но сама чистая и святая жизнь.
Ведь Спаситель ясно сказал нам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), или еще: вне всяк глаголяй Ми: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). И святые апостолы, призывая людей к вере во Христа, призывали их к жизни чистой и святой.
Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». Если мы участвуем в страстях Христовых, то непременно сделаемся участниками и славного Его Воскресения: «радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Петр. 4, 13); или: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. […] Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6:5, 8).
А с другой стороны святые апостолы говорят нам, что для истинно уверовавших во Христа всякие счеты с грехом покончены. Как Христос умер однажды и теперь уже не умирает, так и всякий уверовавший во Христа, уподобившись Христу в смерти Его, в тех страданиях, которыми ознаменовалась его борьба с жизнью греховною, его обращение ко Христу, потом, по обращении, должен уже жить безгрешно и свято, почитая себя умершим для греха: «зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:9, 11, 14). Если прежде, до обращения ко Христу, в нас господствовал грех, то во Христе в нас живет и действует Дух Святой, мы становимся сынами Божиими, «своими» (Еф. 2, 19) для Бога: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. … Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. … Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:9, 14, 16). Святой апостол Павел умолял христиан жить достойно христианского звания: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4, 1). Он желал, чтобы среди христиан не было слышно самое имя греха и порока: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3). Верующие во Христа должны украшаться христианскими добродетелями, облекаться в нового человека, ходить в любви: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. … Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3. 12. 14). Человек во Христе становится преображенным; его святая и чистая жизнь христианская так же должна отличаться от прежнего греховного состояния, как свет отличается от тьмы: «вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5, 8—9); «кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5, 17).
Как случилось, что Сын Божий был распят, как злодей и разбойник?
Печальный приговор выносим мы себе от чтения подобных мест Слова Божия. Священные писатели выражают желание, чтобы самое имя пророка не было слышно между вами, христианами; они называют нас святыми, «присными» Богу. Стыдно становится при чтении Слова Божия. Всевозможные грехи и пороки не только «именуются» в нас, по и царят во всей силе в жизни нашей и в ней совершенно не видно осуществления высоких заветов Христовых, не видно проявления добродетелей христианских. С наших уст готово, пожалуй, сорваться слово оправдания и извинения себя; мы скажем, возможно ли человеку достигнуть святости, возможно ли удержаться на высоте звания христианского? Но сказав так, мы погрешили бы против Слова Божия, против самого Христа Спасителя. Некогда ученики Его, также устрашенные тяжестью усилий, которыми достигается спасение, «услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25—26). Мы забываем, что мы не предоставлены в устроении своего спасения самим себе, своим собственным ничтожным силам. Христос Спаситель со Своим неизмеримо тяжким Крестом шествует впереди нас. При единении со Христом Спасителем ничто не должно быть для нас тяжким и трудным.
Заключительную часть материала читайте завтра