Очень расстроенная женщина подошла к священнику с просьбой: «Посоветуйте и помогите мне, батюшка, разобраться с проблемой в семье: муж часто пьёт, а я нервничаю, кричу, оскорбляю его… Пробовала его уговорить пойти в церковь, начать молиться…». К сожалению, ситуация, знакомая в наше время многим.
В таких случаях священнослужители обычно говорят, что, если человек отошел от Бога, злом и упреками его не возьмешь, но только любовью. Молиться за таких надо, и слово возвещать по-доброму. Апостолы несли в мир проповедь о Христе не с оружием, не с криком, а с любовью. Те, кто пожелали, стали способны принять слово Благой Вести, приняли учение Христово, а кто не пожелали, не приняли. Так продолжается и до сегодняшнего дня. О тех, кто пребывает в гордыне, имеет омраченный разум и не может вместить сказанного, следует постараться молиться еще усерднее и проявлять к ним терпение.
Конечно, трудно не раздражаться против пьющего, но надо научиться относиться к нему хотя бы с сочувствием (как к тяжело больному), не забывать, что спасается тот, кто «накормил голодного, одел нагого, посетил больного» (Мф. 25:35). Благодать Господня дается христианину не через одну веру (Мф.7:21), но и добрые дела (Иак.2:24). Нельзя нам спастись без доброделания. Господь же при обращении к Нему укажет и способы исцеления погибающего.
Недавно в нашем храме услышала о том, как одна женщина избавила мужа от страсти пьянства с помощью молитв и святой воды. Сначала стала потихоньку окроплять его святой водой, добавлять воду в пищу и чай, а вскоре муж сам начал просить живительную воду, которой бесы бояться. Пил при каждом позыве к винопитию. И исцелился, имея твердое желание избавиться от изнуряющей страсти.
Исповедь алкоголика
Другая женщина рассказала, как однажды её муж в отчаянном состоянии буквально кинулся со слезами на глазах к полочке с иконами, схватил Казанский образ Божией Матери, крепко прижал к груди и стал жаловаться на свою немощь. Несколько отчаянных фраз выплеснули наружу то, что так мучало душу… Оторвав от груди образ, он вдруг оборвал речь на полуслове, оцепенел — с иконы на него взирали живые глаза Богородицы, из которых катились слезы. После душевного потрясения он не пил полтора года, потом вновь сорвался. Ему бы в храм пойти на покаяние, Причащение, молитву. Но сколько не упрашивала жена — не пошел.
Каждый православный знает, что не очистившаяся покаянием, не получившая Божественной благодати, сила в Таинстве Причащения, душа не освобождается от бесовского пленения.
К сожалению, многие люди, безграмотные в вопросах православного христианства, не знают или же относятся с недоверием к учению Церкви, что пьянство — это бесовская одержимость и освободиться от нее без Божией помощи практически невозможно.
В газете «Жизнь православная» (№11, 2005 г.) игумен Валерий (Ларичев), врач — психиатр, кандидат медицинских наук, поделился информацией об участии в российско-американском симпозиуме по алкоголизму: «Мы принципиально разошлись с американскими врачами с первых же моментов дискуссии. Они считают алкоголизм целиком областью медицины. Но любой священник знает, что это один из самых ярких примеров бесоодержимости. Врачи дают таблетки, а бес, насмехаясь над докторами, на время отходит, чтобы потом с ещё большей яростью мучать бедного человека».
По мнению игумена Валерия, таблетки помогают снимать соматические (телесные болезни) и психические последствия. У больных алкоголизмом обычно страдает центральная нервная системы, внутренние органы: возникает жировая дистрофия печени, хронический алкогольный гепатит и затем алкогольный цирроз печени; часты заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, панкреатит, язвенные болезни), поражаются все системы и органы. Но чтобы избавиться полностью от алкоголизма, надо понять, что это прежде всего греховная болезнь, страсть. За ней всегда стоит бес, который боится только слова и действия Божия, в частности, через Его Церковь. Во все времена действенная целительная сила слова Божия. Каждый страдающий от дурного пристрастия к спиртному может испытать на себе эту действенную живую силу.
Вот свидетельства нашего современника: «Проблемы с алкоголем у меня были серьезные. В начале я этого не понимал. Бравировал: «Хочу — пью! Захочу — брошу!». Когда несколько раз не вышел на работу — а работа у меня была ответственная — понял, что пока бросать. И не смог. Не буду рассказывать, кто побывал в моей шкуре знает, что это такое. После очередной неявки на работу получил последнее предупреждение. А работу свою я люблю, живу ею, не мыслю себя без этой работы. Я был в отчаянии: а если снова сорвусь?
Жена моя в церковь ходит уже давно. Видно, книгу эту тоже давно приготовила, да ждала подходящего момента. И вот достает она книгу «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему», читает то место, где повествуется, как офицер уже грозил увольнением из армии за пьянку, а исцелился он, читая каждый день Евангелие.
Не поверил я в это, но, уступив уговорам жены, стал слушать, как читает она Евангелие. Великая мудрость открылась мне в этой книге. Теперь недоумеваю: почему мне никогда не приходило в голову взять в руки Евангелие?
Дети у нас взрослые. Так что вечерами время свободное есть, и это чтение стало у нас традицией. Проблема моя разрешилась. На работе все хорошо. Может быть, наш опыт кому-то еще поможет».
Западные методики предлагают различные способы замещения алкоголизма: карьера, успех, деньги, семейные ценности, и т.д. Образно это можно сравнить с перестановкой мебели в одной и той же комнате. В лучшем случае. А в худшем — происходит замена одного беса другим, например, бесом гордыни, тщеславия, сребролюбия, алчности. Единственный фактор, заслуживающий внимания, — это, конечно, семья. Она может сделать очень многое.
Всем понятно, что в беде виновен сам пьющий; винопитие — это добровольное беснование. Но когда без пьянства берет верх, то у человека не остается духовных сил победить его. Здесь — особенно нужна помощь близких, Церкви. Если человек желает избавиться, то помощь эта реальна: надо заказать молитву в монастыри, храмы о его здравии. А самое главное с ним не ругаться, потому что бесы видят, что мы в раздражении, впадаем в грех, они еще больше действуют через него. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи», — так говорит преподобный Серафим Саровский.
Иногда приходится слышать, как родственники или знакомые говорят о временно непьющем человеке: «Может быть, совсем бросил, не будет пить больше?». Нет, страсть остается внутри человека, она ждёт своего часа, и от нее никуда не денешься. Наверное, у каждого из нас есть примеры, когда длительно не пившие люди (10-15 и более лет) вдруг снова впадали в сильнейшие запои.
Пьющий не понимает, что имеет дело с хитроумным и злобным врагом, который просчитывает его действия и действия лечащих его врачей на несколько ходов вперед. Потом же, уловив их в свои сети, смеется и «потирает копытами» от удовольствия в бесовский своей радости. Те, кто пытается помочь алкозависимым без Бога, вне Церкви, сами того не ведая, являются обыкновенными игрушками в лапах врага.
Не разовые «походы» в храм, а осознание смысла духовного акта, стремление жить церковной жизнью, а значит и приложение усилий помогут обрести трезвую жизнь. Горько видеть, как иногда «страдальцы» по увещаниям родственников и приходят в дом Божий в надежде, чтобы постоять там, как-то покаяться, получить облегчение и … сбежать из храма — побыстрее и подальше.
Через действие страсти падшие духи искажают верное восприятие реальности человеком. Они стараются поддерживать в грешники ложные убеждения, заставляют бездумно прожигать свою жизнь. Понуждают сопротивляться покаянию, молитве, посту, искать оправдания своей порочной жизни.
«Стена и щит»
Однажды страдавший винопитием знакомый мне человек рассказывал, как он слышал «не ходи в церковь, не кайся», произносимые голосами его сестры и матери, хотя находился в квартире один.
Бесы мешают обрести человеку истинную веру, высший смысл бытия. И наша помощь погибающим необходима, как утопающим. Одна из матерей, у которой спивался сын, благословившись у настоятеля Свято-Авраамиевского храма на чтение акафиста Божией Матери перед Ее иконой «Неупиваемаемая Чаша», потом рассказывала, что в её деревенскую избу потянулись другие матери с подобной бедой, вняв простому призыву этой женщины: «Бабы, разве наши дети не заслуживают того, чтобы мы раз в неделю всего-то полчаса потратили на молитву ради спасения их?». И ведь вымолила сына.
Однако в этом богоугодном деле следует испрашивать совета и благословения у священнослужителей. Почему? Бес пьянства может мешать, посылать искушения и даже нападать. Вот пример. Воцерковленная женщина, читавшая акафист «Неупиваемая Чаша» за пьющих брата и племянника, помолилась без благословения ещё за одного родственника, подверженного грехам пьянства и блуда.
В эту же ночь бес напал на неё: душил. Нападал и в последующие две ночи, хотя она молилась, окропляла себя святой водой — вгрызался в спину, два раза ударил по плечу. Состояние давящей тяжести не покидало и днём. Обратилась к духовному отцу. Он сказал, что не следует брать на себя бремени выше сил, посоветовал прочитать акафист Архангелу Михаилу над открытым сосудом со святой водой (освященной в храме), принять внутрь и окропить ею себя, ложе, комнату. После проделанного враг отступил.
Исцеление близких наступает быстрее, если молитва читается вдумчиво, если всем сердцем обратиться к помощи Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых.
Святой Иоанн Кронштадтский в назидание пьяницам говорил: «Ищите усердно помощь у Спасителя, и Он непременно спасет вас, прогонит из вас бесовское полчище, которое вселилось в вас за ваше невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и Церкви».
Будем же молиться за себя, за близких, веруя, что «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4:12).