«В чём смысл моей жизни?» — так звучала тема сочинения в 10-м классе. Учителю хотелось, чтобы ребята подумали хоть в течение двух уроков о самом главном.
Сергей (учится на «4» и «5») написал, что хочет поступить в университет, успешно его закончить, найти хорошую работу, хорошую зарплату, потом квартиру и машину. И, наконец, создать семью, где будет красивая и умная жена, сын и дочь.
Валерия (в неё влюблены все мальчишки класса) хочет быть бизнес-леди, выйти замуж и уехать за границу. Мужа представляет себе щедрым, богатым, жизнерадостным. О детях не думает, — сначала надо пожить для себя.
Дамир и Саша (давние друзья) видят свой смысл жизни в защите Родины. Хотят служить в армии и остаться на службе по контракту. О женитьбе не думают, так как хорошую жену «днём с огнём не сыщешь». «Все девчонки смотрят на богатых, с крутыми тачками, стали капризными и ленивыми, по хозяйству ничего не умеют».
Настя (единственный ребёнок в семье) воспитывается бабушкой. Видит себя в журналистике: она будет востребована, репортажи будут лучшими. Но к сдаче ЕГЭ по литературе не готовится, произведения, включенные в программу, читает в пересказе. Словом, пребывает в мечтательности, в завышенной самооценке.
Люда — светлый, добродушный человечек. Воспитывается бабушкой: мама умерла от наркотиков. Люда хочет быть полезной людям, работать медсестрой «Скорой помощи». Желает нести людям свет, добро и любовь. «Быть для всех солнышком» — такой она и была во всей школе.
Анна живёт с пьющими бабушкой и прабабушкой, мама «гуляет». Аня — простая, доверчивая, очень добрая, видит себя под защитой сильного человека. Ищет понимания в каждом… Смысл жизни — быть в мире и любви.
Артём — прилежный ученик, старательный, требовательный к себе, победитель многих олимпиад. Видит себя в науке. Семью создавать не хочет, считает, что девушки стали доступными, наглыми и глупыми. Мечтает сделать научное открытие и доказать, что Бога нет.
Только одна треть класса смогла что-то написать «вокруг смысла жизни», многие сдали пустые тетради, так и не сумели увидеть жизни. Картина не совсем радостная. Наши сегодняшние выпускники в большинстве своём утонули в инфантильности. Википедия уточняет, что это незрелость развития, черты поведения, которые характерны для уже прошедших возрастных этапов.
Десятый класс! В психологии возраст 15-17 лет называют ранним юношеским или возрастом ранней юности. «К пятнадцати-шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушки овладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийный аппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной, приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. В раннем юношеском возрасте продолжается процесс развития самосознания. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором предстоит жить. И.В Дубровина: «Мы полагаем, что главным новообразованием ранней юности является готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению».
Для чего дана жизнь, если надлежит умирать?
Известнейший американский психолог Э. Эриксон, который ввёл в обиход термин «идентичность», понимает это как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации». (Психологические особенности юношеского возраста)
Мы знаем, что владеть своей личностью можно только тогда, когда человек воспитан в духовно-нравственных ценностях. Психологи говорят: «Если молодой человек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у него появляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идёт». Вот именно это ощущение идентичности даёт нам Евангелие. Христос — «Путь, Истина и Жизнь». Мы, родители, сами часто не знаем, где находимся, куда идём. Или кто-то нас ведёт куда-то? Чего ожидать от детей?
Чтобы зрела Личность, нужно заниматься воспитанием души. А школа сегодня даёт набор знаний, наших детей воспитывает Интернет, кто угодно, только не школа, не семья. Сегодня на ученика смотрят, как на жёсткий диск, который нужно заполнить определёнными терминами, формулами. Мы перестали видеть в человеке человека. Дети, глядя на нас, паразитируют. Они растут вне любви, потому что мы сами, взрослые, не имеем её в себе. Вот и делимся тем, что имеем: эгоизмом, самовлюблённостью, потребительским отношением ко всему. Мы перестали ценить жизнь, утратили Истину.
«Хочешь полюбить жизнь — рассмотри, какую пользу ты можешь в ней принести другим. Неужели на твоём пути не нашлось никого, кому бы нужна была любовь, кого бы ты мог утешить, поддержать, привести к Господу? Освещаясь делами любви, вся жизнь наша преобразится и расцветёт при свете этой любви. "Старайся ежедневно,— сказал кто-то, — отбавлять хоть немного от огромной горы человеческого страдания и прибавлять к малому холмику человеческой радости". Не возлюби своей жизни в смысле эгоизма, но возлюби её ради Господа твоего, потому что это есть то поле битвы, на котором ты можешь постоять за Христа против греха. И помни, что только тогда начнётся жизнь настоящая, когда ты отдашь её в полное распоряжение Того, Кто тебе её дал». (Каждый день — подарок Божий: «Дневник православного священника»)
У кого сегодня нашим детям научиться жить?