«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» Этими словами начинается каждое церковное богослужение, и они в протяжении его повторяются неоднократно. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа всегда, ныне и присно и во веки веков!» — восклицает священнослужитель, начиная Литургию. Христиане принимают крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во «Имя», а не во «Имена» их, потому что есть один Бог: Отец Вседержитель, Сын Его Единородный и Дух Святой — это есть Пресвятая Троица.
Троица — это труднопостижимое для человека понятие. Блаженный Августин — один из величайших богословов древности и учитель Церкви — рассказывает, что он однажды шел по берегу моря, размышляя о сущности Бога, и увидел мальчика, который вырыл ямку на берегу и наливал в нее воду из моря. Августин сказал ему: «Неужели ты хочешь перелить море в эту маленькую ямку?» Мальчик ответил: «А неужели ты ограниченным человеческим умом можешь вместить величие Бога?» Августин понял, что это предостережение ему свыше о ненужности лишнего мудрствования. Тайна Пресвятой Троицы — это тайна Бога в Себе. Это и главная тайна в учении о вере и христианской жизни.
Современный человек стремится все познать, поэтому мы должны, предостерегая о невозможности познания сущности Бога, избавить человека от неправильных представлений, и попытаться объяснить основные положения богословия. Это относится и к понятию Троица.
Мы знаем, что Бог один и нет у нас никакого иного, но мы знаем также, что Бог предстает пред нами в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, то есть троичность в едином. Человеку, привыкшему в обыденной жизни к обычным явлениям, понятиям, делам, трудно понять, как единое и нераздельное может состоять из трех частей. И нужно сказать, что богословы и философы за два тысячелетия существования христианства много спорили, много предлагали объяснений этому и часто объяснения были противоречивыми.
Одним из богословов, который сделал серьезную и удачную попытку представить сущность Троицы еще в IV веке, был святой Августин, но до сих пор существуют многочисленные попытки объяснить современному человеку, что такое Троица.
В качестве примера можно назвать двух известных русских философов ХХ века — отца Павла Флоренского и Евгения Трубецкого. Флоренский утверждал, что с точки зрения логики три в одном — это антиномия и ничего страшного в этом нет. Просто мы не в состоянии это понять и кажущееся нам противоречие должны преодолеть подвигом веры. Представим себе, например, что туземцам в дебрях Амазонки, застывшим в своем развитии на уровне каменного века, мы попытаемся рассказать об устройстве современного компьютера — неуспех очевиден. Так и познание Божества требует от человека совершенно иных качеств, которыми человек едва ли будет обладать, так как это подняло бы его на уровень Бога.
Можно вспомнить слова апостола Павла: «Я питал вас молоком, а не твердой пищей, ибо вы были не в силах, да и теперь еще не в силах». (1 Кор. 3,2). Лишь постепенно мы как-то приближаемся к поверхностному пониманию гармонии мира, более глубокому, но явно недостаточному. Некоторые понятия в нашем веке легче объяснить, чем в древности. Так, например, понятие вездесущности, хотя и очень приближенно и грубо, можно показать на примере телевидения, когда, скажем, Олимпиаду одновременно смотрит и слушает весь мир. Постепенно Господь, раскрывая нам разум, по мере нашей готовности и по мере необходимости, приближает нас к познанию истины.
В противоположность отцу Павлу Флоренскому, Евгений Трубецкой предлагает уйти от антиномии в толковании Троицы таким образом: «Единство» относится к «Существу», а «Троичность» к «Лицам», ибо тезис, гласящий, что Бог един, никак не может быть согласован с антитезисом, что есть три Бога». Легко заметить, что Трубецкой допустил здесь нарушение догматики, ибо в Символе веры четко говорится о том, что каждое из трех лиц Троицы является Богом.
Пытаясь способствовать пониманию сути Троицы, заметим, что она обладает логическими и внелогическими свойствами:
Серьезное доказательство логической справедливости высказывания «три в одном» сделано выдающимся математиком и философом академиком Борисом Викторовичем Раушенбахом. Он не пытается дать математическую модель Троицы. Он человек верующий, понимает недопустимость и невозможность этого. Он только показывает, что с точки зрения логики «три в одном» не должно вызывать возражений. Для математиков, физиков, инженеров его математические рассуждения совершенно понятны. Они основаны на рассмотрении свойств вектора и его ортогональных проекций.
Мы знаем, что Троица, открытая нам Новым Заветом, действительно есть единение трех Богов в едином Боге, Догмат Троицы — основной в христианстве, утверждение его служит основанием всего христианства и христианского учения.
Вера всех христиан покоится на Троице. Иногда возникали сомнения в равновеликости и значимости трех ипостасей Троицы. Говоря о Боге Отце и Боге Сыне, мы невольно думаем о старшинстве Отца, но Сын был всегда, Он не сотворен Отцом, т.е. не является тварью, как все остальное на земле, кроме Бога. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Ин. 1. 1-3). Так что это не то старшинство, которое характерно для человеческого общества. Мы не имеем понятий и средств, которыми могли бы описать его, так же как не в силах человека объяснить рождение Сына и исхождение Святого Духа — мы принимаем это нашей верой.
Плоды Святого Духа
Христос на земле говорил, что Он ниже Отца. Почему? Да потому только, что на земле он был в образе раба, и вот в этой человеческой сущности Он был ниже Отца, и по своему смирению говорил об этом (Ин. 14, 28). Однако в небесной, божественной сущности Он равен Отцу и не различим от Него. Но как человек Он переносил все то, что и обычный человек: голод, жажду, зной, боль и издевательства врагов. Это делало Его доступным простым людям, которые считали Его таким же, как и все, не раболепствовали перед Ним, не стеснялись обращаться к Нему со своими просьбами.
Дух Святой объединяет Отца и Сына, Сын и Отец связаны Святым Духом. Эта связь является примером высочайшей любви, которая отличает христианство от всех других религий. Св. Августин дал прекрасную и в то же время слабую и недостаточную аналогию Троицы, говоря о духовной природе человека, духе любви, который состоит из субъекта любви, ее объекта и самой любви. Мы говорим, что Троица есть та любовь, к которой призывает нас Иисус Христос.
В молитвах православные христиане чаще всего обращаются к Иисусу Христу. Объясняется это несколькими причинами: Ему надлежит судить живых и мертвых; перед нами образ Его, напоминающий Его как человека близкого нам; Его Евангелие —руководство всей нашей жизни. Поэтому мы, признавая одинаковую значимость и святость всех трех Лиц Троицы, не умаляем Бога Отца и Бога Святого Духа, когда называем одного Иисуса Христа.
Путь спасения — это путь и средства, которыми Бог Истинный и Единый, Отец и Сын и Святой Дух открывает Себя, примиряется и соединяется с людьми, отвергающими грех. Божественная благодать открывает путь к объединению людей и возрастанию любви между ними по образу Лиц Пресвятой Троицы. Мы стремимся к взаимопониманию против ненависти, терроризма, насилия и разъединения. Высшая цель христиан это подражание божественной любви, которая приведет к счастью на земле.