Слово архиепископа Казанского и Свияжского Никанора, сказанное в Иоанно-Предтеченском монастыре 24 июня (7 июля по н.ст.) 1908 года в праздник Рождества Иоанна Предтечи
Память праведного с похвалами, поем мы ныне, величая Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. И действительно, его память справляется с похвалами. Вот сколько вас, благочестивые христиане, собралось ныне, чтобы праздновать день сей, день рождения Предтечи Христова. А сколько других мест на Святой Руси, где также славно величается память святого Крестителя Господня, величаемого и во многие другие дни и еженедельно по вторникам. И всем праведникам воздается честь и слава по мере возможности, так что нетщетно говорится в Писании: в память вечную будет праведник и от слуха зла не убоится.
Предтеча Господень Иоанн славен и по своему чудесному рождению, о котором читается ныне в Евангелии. Но более славен он, как подготовлявший людей к сретению (встрече – прим. ред.) Спасителя нашего Христа, и потому называемый Предтечей, т. е. Предшественником Христовым, и тем, что он крестил Христа в реке Иордане. Подготовление им людей ко Христу состояло в проповеди о покаянии и исправлении, для силы и действенности чего он прежде всего постарался сам подвигом добрым подвизаться. Рано оставив отца и мать, святых Захарию и Елизавету, он поселился в пустыне, где питался самой скудной пищей: саранчой сушеной и диким медом, одеваясь в грубую одежду из верблюжьих волос и подпоясываясь ременным поясом.
В начале его жизни жил и злодействовал царь Ирод, который хотел убить младенца Христа, при чем, ища Его погубить, избил более 14 тысяч младенцев в Вифлееме и окрестностях его, так что прабабка их Рахиль представляется плачущей о сих неповинных младенцах в гробу. У Ирода конечно все было великолепно: всюду шелки, бархат, разливанное море вина и всяких сладких и приятных кушаний и диких увеселений и оргий. Но кто не знает, какая нехорошая память осталась об Ироде. Когда кто хочет обидеть другого, то говорит: Ирод ты!.. И кажется, нет обиды больше. Разве еще скажут: Иуда! А между тем Ирод был царь. Значит, добрая память зависит от добрых дел и святой жизни, а не от того, какое кто занимает место или положение в обществе.
Посему, бедные люди, не сетуйте, что вы родились и живете в бедности. Бедность не порок. Она не дает повода бражничать, а напротив содействует доброй трудовой и святой жизни. И Сам Спаситель наш родился в пещере, а жил, не имея где главы подклонити. Верьте, бедняки, что не в богатстве счастье. Не тщетно говорится, что через золото слезы льются. И у вас, бедняки, льются слезы, но ваши слезы горя, нужды и неисходной бедности, для утешения в которой вы и пришли в сей храм. Поверьте, эти слезы умиления пред Богом — святые слезы, они как целительный бальзам действуют на ваши души и служат очищением многих неправд в мире. А слезы, льющиеся из золота — то слезы зависти, злобы, негодования и проклятия, слезы несбывшихся мечтаний, ибо не в золоте, шелках и бархатах счастье, ибо часто бывает, что одетый в сермягу и никому недолжный богаче и довольнее, нежели окруженный всякою роскошью и находящийся в долгу настолько, как в шелку, т. е. с ног до головы своей и всей семьи. Посему, благочестивые бедняки, не завидуйте богатым, ибо многие из них мнимо богатые, а наибольшая их часть не знает радостей в богатстве, а одни печали и воздыхания о большем богатстве, вечно недовольные, жадные, скупые и всячески несчастные... Довольство имеющимся и благодарение за сие Богу — вот истинно доброе отношение к предметам жизни, доставляющим пищу, одежду, покой.
Наипаче, братие, убойтесь взять что-либо чужое силой, хитростью, воровством, грабежом. Это грехи вечные. Поверьте, что ни тати (воры), ни разбойники — Царствия Божия не наследят. Не получат они довольства и здесь. И если случится им избегнуть суда земного, то не уйдут от суда своей совести и суда небесного, в особенности на страшном суде Христовом, когда им скажет Судия Господь: отъидите от меня, проклятии, в огнь вечный, где будет плач и скрежет зубов, а праведники идут в блаженство вечное. — И как мы сказали: память праведного с похвалами — и теперь и всегда, так и напротив о ворах и душегубцах тоже сохраняется память, только не добрая, а худая, нередко даже так, что она бежит — в то время, как добрая слава лежит. Но она полежит, да все-таки встанет, а худая никогда!
Нужно, чтобы худой человек всячески исправился, и тогда все изменится. Тогда и о нем пойдет слава, что вот был не хорош, но исправился. Есть таковые и в числе святых, начиная с благоразумного разбойника, который, вися на кресте, возопил: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем, — святая Мария Египетская и другие. Но, повторяю, самый разительный пример скромной и святой жизни представляет ныне Предтеча Господень Иоанн, как пример человека роскошной и греховной жизни — Ирод жестокий и самолюбивый.
Бегайте от всякой жестокости, злобы и лукавства, не щадя своего греховного самолюбия, и напротив не отвращайтесь от бедноты и простоты, соединяя ее с памятью о Боге и возможным добрым и посильным служением людям ко спасению их!
И молитесь, чтобы все были добрыми и довольными, не себе благоугождая, но Богу и добрым людям, да вси поживем в благочестии и чистоте, да отъидет худая слава от земли нашей, да славится Отечество наше, как Русь Святая, живущая по заветам святой старины, в почитании отцов и матерей, в уважении старших, в подчинении к начальствующим и учащим, наипаче же в нелицемерной верности и любви к Самодержавному Помазаннику Божию, Императору Нашему, да не будет страшен нам никакой Ирод новый, и да не убоимся никакого страха ради иудейского или иного пришельческого. Святой и всем вещавший: покайтеся, Пророк и Креститель Господень Иоанн да будет вечно памятным нам со своим всегда живым и действенным словом: покайтеся, ибо пришло Царствие Божие в вечной правде и ненарушимой силе его. Аминь.