Публикации

Ковчег спасения

Дата публикации  Количество просмотров
Все публикации автора
Автор:
Телеканал «Татарстан-Новый век»

Проблема распространения наркомании в наше время достигло невероятных размеров. Войну с ней ведут и правоохранительные органы, и медицина, и огромные межгосударственные объединения. К сожалению, до победы в этой борьбе еще далеко. Зло очень сильно, оно подпитывается все новыми жертвами, попавшими в сети этой страшной болезни. О последствиях, которые несет с собой наркозависимость, говорил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, выступая перед участниками II Съезда православных учителей, состоявшегося в Казани в конце сентября.

«Это зло, как спрут, проникло на всю планету. В России сегодня свыше двух миллионов наркозависимых. Кроме того, по мнению ученых, каждый наркозависимый тянет за собой еще семерых. Наша большая задача – не допустить вовлечения нашей молодежи и юношества в этот страшный и опасный стан. Это наша боль, и наша ответственность, и наша надежда!»

В Татарстанской митрополии большую помощь людям, страдающим наркоманией и алкоголизмом, оказывают в терапевтической общине «Ковчег» при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Казыли Пестречинского района. За годы своего существования, община трудом и молитвой излечила от страшного недуга сотни и сотни людей. Тому, как сегодня живет «Ковчег», и том, кто в нем спасается от беды, рассказывает программа «Путь», вышедшая на канале «ТНВ» 3 октября 2017 года.

Начнем, пожалуй, с классики. Помните, что говорит лермонтовский Печорин: «…Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший свет жизни».

Это слова о несбывшейся несостоявшейся жизни, а сколько людей на каком-то этапе с ужасом сознают, что растратили лучшие годы своей жизни впустую. Как часто случается, что благородные стремления и надежды юности не осуществляются в зрелые годы из-за того, что человек вовремя не смог угадать своего предназначения и пойти в правильном направлении. И как важно, стоя на перепутье, найти свою дорогу, ту, что предназначена Богом лично тебе. Как важно услышать вовремя голос Бога и отозваться на него.

Мы ехали в село Русские Казыли в храм Благовещения Пресвятой Богородицы, и конечно знали, что церковь, простоявшая в забвении много лет, благолепием нас не встретит. День был ветреный, но теплый. Лето не сдавалось сентябрьской осени. Название этих мест «гусиным раем» говорило о том, что приедем мы не в самый захолустный уголок. От трассы Русские Казыли довольно далеко, но, ним к дорога хорошая. Добрались быстро и гусей встретили. И было их немало, но раем даже «гусиным», Казыли как-то не получается назвать. Кругом запустение, домов всего восемь, жителей не видно. Храм встретил нас приветливо, но запущенность вокруг него говорила нам о том, что и рук, и средств здесь совсем немного. Настоятель храма отец Вячеслав встретил нас улыбкой, провел в храм, где приведен в порядок только главный придел.

Иеромонах Вячеслав (Шапоров): «Центральный престол Благовещения Божией Матери нашего храма был построен на месте деревянного храма в 1741 году. Со временем были построены приделы в честь святителя Николая Чудотворца и святых мучеников Кирика и Иулитты. Храм сохранился в достаточно хорошем состоянии, с Божьей помощью потихоньку восстанавливаем, и я думаю, что б ближайшее время он засияет, будет жемчужиной Пестречинского района. Никто не верил, когда мы начинали, что здесь вообще можно что-то сделать. Раз в год, на праздник Святой Троицы, сюда съезжаются все бывшие жители, их родственники, кто здесь родился или те, кто уже родился в Казани, все съезжаются сюда, чтобы на кладбище, на могилки своих родных сходить и бывшие свои дома посетить. Иногда бывает около двухсот человек. И никто не верил, что здесь можно что-то сделать. Сегодня они удивляются и сами стараются кто чем может помочь в возрождении этого храма. Я думаю, что с возрождением церкви возродится и сама деревня. И уже есть такие желающие, которые приезжают и интересуются, как можно здесь поселиться и жить рядом с храмом. Люди тянутся».

Прихожан в храме единицы. В основном это члены общины, которая создана несколько лет назад профильным отделом Казанской епархии. В общине живут люди, которым нужна помощь в излечении от наркомании и алкоголизма. По сути это реабилитационный центр, только лечат тут не лекарствами, не гипнозом, а Словом Божьим и трудом.

Иеромонах Вячеслав (Шапоров): «В 2009 году храм был передан Казанской епархии Русской Православной Церкви. Было принято решение попытаться сделать здесь реабилитационной центр для наркозависимых и вот тогда я здесь и оказался. Мы начинали с нуля. Были люди, которые хотели уехать из города, работать здесь, при храме, молиться, делать своими руками доброе и полезное. Сначала нас было пять человек. Сейчас у нас двадцать койко-мест, живет восемнадцать человек. Мы пытались посчитать, сколько человек побывало у нас. Получилось около пятисот за время существования центра. У всех по-разному проходило излечение. Кто-то полностью проходил реабилитацию, кто-то уезжал через несколько месяцев. Наш курс, наша программа реабилитации прошла экспертизу Кабинета Министров Республик Татарстан, т.е. мы работаем в рамках республиканской программы реабилитации наркозависимых и ВИЧ-инфицированных. Курс рассчитан на девять месяцев, но некоторые остаются и живут дольше. Иногда бывает, что уезжают и раньше, у всех свои обстоятельства — мы никого не привязываем.

Узнают о нас по-разному. Кто-то через интернет, кто-то от ребят, которые уже прошли у нас реабилитацию. Они возвращаются домой и советуют обратиться к нам своим друзьям и товарищам. Также к нам обращаются люди, которых направляют к нам из храмов всей республики.

У нас ребята все делают сами. Сами читают, поют. Сами готовят еду, убираются, строят, занимаются огородом и уходом за животными. Все вместе. Иначе невозможно. В древности монастыри называли терапевтическими общинами, от слова «терапевт». Вот и здесь то же самое. Совместное проживание, совместный труд, молитва и общение – все это призвано помочь человеку. Если человек нарушает правила пребывания здесь, он как правило покидает нас. Здесь все находятся бесплатно и добровольно, сами себя обеспечивая и поддерживая порядок. Это один из принципов терапевтической общины. Если человек сам идет в разрез, нарушает установленные правила, то он сам чувствует себя некомфортно. У него два выхода: либо покаяние, либо ему надо собрать вещи и уехать. Обычно те, кто срывается вновь, приезжают к нам. Если же человек срывается, уезжает, но не возвращается, обычно он умирает. Мы здесь даем людям основные инструменты, учим их как преодолевать зависимость, что делать для этого, но заставить их мы не можем. Помогает Господь.

Конечно, мы нуждаемся в помощи. Мы существуем на благотворительной основе, на пожертвования, а желающих излечиться обращается достаточно много. Люди звонят каждый день. Мы бы хотели расшириться, нам необходимы и земля, и постройки – мы делаем все сами. Одна из проблем – это необходимость в самоокупаемости. Нам нужно выйти на такой уровень, чтобы не ходить с протянутой рукой, а обеспечивать себя самостоятельно».

Мы приехали к обеду и все члены общины сидели за столом. Дежурный читал библейские истории — так здесь заведено. Образовательная составляющая обязательна, ведь многие приехавшие сюда раньше и не помышляли о Боге и знать ничего не знали о Законе Божием, о заповедях, о заветах. Здесь этому учат, все объясняют.

Насельник общины: «Если не говорить о причинах, а говорить о следствиях, наверное, очень часто задумывался о смысле жизни. Жил одним днем. И вот пришло это время, позвал Господь, чтобы понять, где твой смысл жизни. У всех свой путь. Я только здесь понял, что я не верующий, а только думал, что верующий. Все мы верующие, а Бога не знаем. А здесь я познал это, через молитву, через послушание и смирение. Ведь большинство людей так и живут — всех все устраивает, все живут для себя. Я сам так прожил сорок лет и думал, что я живу правильно. У меня было три жены и я все думал, что они что-то много от меня хотят и многого требуют. А ведь это все от гордости и самолюбия. Когда ты это понимаешь, появляются силы и ты находишь ответы на вопрос, почему тебя не понимают. Все приходит через понимание себя в первую очередь. И тогда ты начинаешь осознавать, что люди за тебя переживали, старались тебя изменить, сделать так, чтобы тебе было хорошо, а тебе это было не нужно. Ты понимаешь, что даже пальцем пошевелить не можешь без воли Божьей, и нужно благодарить его за все хорошее и плохое. И только тогда ты будешь счастлив».

Нам показали все подворье храма. Оно немаленькое. Ведется стройка новой трапезной. Скотный двор — удивительно чистое место. Крохотные свинки вызывают добрую улыбку. Корова пока одна, но на днях ей привезут подругу — будет веселее. Гуси, которых мы встретили по дороге, тоже здешние. Следить за исполнением послушания настоятелю помогает отец Силуан. Он здесь всегда и все работы замыкаются на него.

Иеромонах Силуан: «У нас одна корова. 78 гусей, порядка 70 кур, 32 свинки. Я приехал сюда восемь лет тому назад на две недельки, поработать во Славу Божью. И остался навсегда.

Первично внутреннее, духовное строение проживающих в обители. Тут нет необычных людей, здесь проживают обычные люди, такие, как все. Со своими немощами, такими же как у всех. Стараются победить себя, победить свой недуг.

Если бы не было положительного результата, я бы этим не занимался — зачем заниматься тем, что не получается? Мы занимаемся своим делом довольно успешно. На большие праздники к нам приезжают наши «выпускники» со своими женами и детьми. Они вышли отсюда, венчаются, растят детей. Живут счастливо. Так что плоды работы своей мы видим постоянно. Чтобы человеку успешно пройти наш курс, он должен осознать, что все, что он делал до прихода сюда было неправильным. Абсолютно все. И нужно начать новую жизнь».

В общине живут только мужчины. Они и хлеб пекут и одежду ремонтируют. Все сами. Было немного удивительно что люди в общине легко идут на контакт, рассказывая свои истории.

Житель общины: «В моей жизни наступил переломный момент. Надоел семье, жене. Пришел к батюшке в храм в Елабуге. Он мне посоветовал этот центр. Я приехал, меня сразу приняли и постепенно я стал приходить к Богу. Узнал, что такое молитва, труд. Очень хорошо помогает. Чувствую себя теперь хорошо, вижу изменения, тружусь над собой. Место здесь очень благодатное. Без Бога мы никуда. Обязательно нужно молиться, трудиться, причащаться, каяться в грехах своих. Это единственный выход для всех и каждого».

То ли земля эта, где все по-настоящему, то ли храм Пресвятой Богородицы помогает этим людям понять главное — нельзя жить просто так, убивая время. Нужно дорожить временем настоящей жизни. Каждый день нужно думать: «Ради чего я живу? Каковы плоды моей жизни? В чем мое призвание?» И если нашел свое призвание нужно всегда думать «Верен ли ты ему? Достоин ли возложенной на тебя миссии?» Здесь помогают людям понять простую и бесконечно сложную вещь — каждый христианин должен быть солью земли и светом мира. И только тогда жизнь твоя выправится и ляжет в правильное русло.

Теги:
Казыли
Пестречинское благочиние
программа «Путь»
иеромонах Вячеслав (Шапоров)
отдел по противодействию наркомании и алкоголизму

Православие в Татарстане

Все публикации