На кафедре: с 11 августа 1933 года по 25 декабря 1936 года
Дмитрий Александрович Александров родился 19 октября 1867 года в селе Никитине Карсунского уезда Симбирской губернии в семье чиновника. Еще во время обучения в Саратовской духовной семинарии проявил особый интерес к расколу, участвовал в полемике со старообрядцами и в 1889 году, по окончании семинарии, стал помощником Саратовского епархиального миссионера. После вступления в брак в 1890 году был рукоположен во диакона, а в 1891 году – во священника и продолжал служить помощником епархиального миссионера, а с 1894 года – епархиальным миссионером, хотя эта должность предусматривала наличие высшего духовного образования. С введением с апреля 1905 года свободы вероисповедания условия деятельности миссионеров усложнились, теперь в их руках не было административных рычагов. В борьбе со старообрядцами можно было действовать только полемикой. В 1906 году отец Димитрий опубликовал в Самаре небольшую брошюру «К вопросу о Белокриницкой, или Австрийской, иерархии», в которой обосновывал неканоничность старообрядческих архиереев, а в 1907 году выпустил более солидный труд в двух томах – специально подобранный свод цитат из творений Святых Отцов, как тех, которыми широко пользовались старообрядцы, так и тех, которые, по мнению отца Дмитрия, опровергали старообрядческие утверждения [1].
В 1906 году протоиерей Димитрий Александров принимал участие в Предсоборном присутствии, был членом его четвертого отдела.
Его миссионерская деятельность внезапно прервалась в 1909 году. Можно предположить, что отставка отца Дмитрия с должности епархиального миссионера была обусловлена разногласиями с епархиальным архиереем, которым был прославлен недавно как новомученик Гермоген (Долганов), известный своей принципиальностью и испортивший отношения со многими особами, намного более влиятельными, чем епархиальный миссионер. В 1909 году отец Димитрий перешел на епархиальную службу, покинул Саратовскую епархию и стал настоятелем Воскресенской церкви в Витебске и членом Полоцкой епархиальной консистории (центром Полоцкой епархии был Витебск), но в 1910 году возвратился к миссионерской деятельности, став Оренбургским епархиальным миссионером.
В 1913 году Дмитрий Александрович овдовел, постригся и 14 января в Оренбурге архиепископом Мефодием был рукоположен в епископа Кустанайского, второго викария Оренбургской епархии. Само по себе рукоположение во епископа человека без высшего духовного (иногда высшего светского) образования было в XIX – начале XX вв. большой редкостью, а если такие случаи и бывали, то рукополагались особо заслуженные настоятели монастырей. Отец Серафим же не имел даже звания архимандрита, ему было 46 лет, в таком возрасте далеко не все монашествующие с академическим образованием становились архиереями. В 1916 году он стал епископом Челябинским, первым викарием Оренбургской епархии. С марта
На Поместном соборе 1917 года епископ Серафим был секретарем Соборного епископского совещания, а 19 марта 1918 года стал уже епархиальным архиереем – епископом Полоцким и Витебским. Территория Витебской губернии была оккупирована немцами и, в соответствии с только что подписанным Брестским миром, хотя и не отторгалась от России, но оставалась под оккупацией до конца войны. Таким образом, назначение владыки Серафима не могло состояться без соглашения как с большевистским правительством, так и с правительством Германии. Впрочем, по другим данным, в Витебск он так и не выехал, 22 апреля был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии, с сентября того же года управлял епархией, а в начале 1919 года официально стал епархиальным епископом Тверским и Кашинским. В 1920 году епископ Серафим был назначен членом Синода, с этого времени он управлял епархией номинально, находился, в основном в Москве, при патриархе Тихоне в 1922 году был возведен в сан архиепископа. Еще в 1921 году по поручению Патриарха он занимался переговорами с обновленцами, причем, не переходя в обновленчество, старался примирить обновленцев с Патриархом. В эти годы он, как и многие архиереи, не раз подвергался репрессиям. Первый раз владыка был арестован Тверской ГубЧК в 1920 году, но через несколько дней отпущен. 4 апреля 1922 года в Москве он был арестован за «сопротивление изъятию церковных ценностей» и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ, а с июня 1922 года по февраль 1923 года находился в Бутырской тюрьме. После освобождения проживал в Москве без права выезда в Тверскую епархию. Очевидно, во время последнего ареста его склоняли к переходу в обновленчество, но после ареста патриарха Тихона, когда на сторону обновленцев перешли многие архиереи, владыка Серафим остался верен Патриарху и 24 марта 1924 года стал митрополитом с прежним титулом – Тверской и Кашинский. Уже после смерти патриарха Тихона, 21 декабря 1925 года, он был арестован в Твери, но вскоре отпущен. Вновь арестован в апреле 1926 года, 4 мая освобожден под подписку о невыезде и в ноябре 1926 года отправлен в ссылку в Свердловск, откуда был освобожден в мае 1927 года.
Пик влияния владыки Серафима (Александрова) в Церкви приходится на 1927-1928 гг., время после смерти патриарха Тихона, когда в сложной обстановке ожесточенной борьбы заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Кирилла и Петра владыка Серафим занял сторону Сергия и с 18 мая 1927 года был постоянным членом временного Синода.
При этом он имел не лучшую репутацию не только у противников, но и у сторонников патриарха Сергия. Как писал митрополит Петр (Полянский), его народная молва прозвала даже «Лубянским митрополитом»: имелись в виду частые контакты архиепископа Серафима с ОГПУ. Надо сказать, что это не было клеветой. В беседах с архиереями владыка Серафим сам намекал на свои связи и «непотопляемость».
15 июля 1928 года владыка Серафим был назначен митрополитом Саратовским, а 11 августа 1933 года – митрополитом Казанским и Свияжским.
В годы управления владыкой Серафимом в Казанской епархии происходило немало трагических событий. В 1935 году была закрыта Богоявленская церковь, с начала 1920-х гг. являвшаяся кафедральным собором. Теперь эту роль играла небольшая деревянная церковь Серафима Саровского, построенная в 1917 году. В 1936 году закрылась и Макарьевская церковь. В городе продолжали действовать Петропавловский собор, Смоленско-Седмиезерная церковь в Козьей слободе, в 1934 году удалось отобрать у обновленцев храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.
20 ноября 1936 года митрополит Серафим был арестован в архиерейской квартире на улице Кирпичнозаводской, в доме №6. 27 февраля 1937 года постановлением Особого совещания НКВД он был приговорен к трем годам ссылки в Северный Казахстан, его поселили в городе Кустанае, но там он вскоре вновь был арестован. 26 ноября 1937 года постановлением Тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области митрополит Серафим (Александров) был приговорен к высшей мере наказания и 2 декабря расстрелян в Кустанае.