Персоналии «Р»

Протоиерей Павел Руфимский

  Количество просмотров

Павел Митрофанович Руфимский (1864—30.10.1923) — интеллектуал, был в свое время очень известен в Казани. Родился в 1864 году, учился в Чебоксарском духовном училище, затем в духовной семинарии, которую с отличием закончил в 1883 году. Был удостоен звания студента и в том же году по назначению Правления семинарии поступил в Казанскую духовную академию, обучался в XXVIII курсе (1883-1887 гг.). Окончил духовную академию со званием кандидата богословия.

В 1889 году рукоположен в священника к Дворцовой церкви города Казани; с 10 мая 1889 года состоял священником Кирилло-Мефодиевской церкви, с 1890 года — законоучитель Казанского учительского института. В 1896 году перемещен к Пятницкой церкви. С 1899 года состоял законоучителем Первой Императорской мужской и Мариинской женской гимназий и преподавателем педагогики в Казанском женском училище духовного ведомства. В 1904 году состоял членом правления Казанского духовного мужского училища и губернского училищного Совета, председателем Казанского отделения Епархиального Училищного Совета. Также исполнял должность уездного наблюдателя церковно-приходских школ.

В 1915 году работал в Комитете помощи больным и раненым воинам и их семьям. С 1916 года благочинный домовых церквей Казани, председатель комитета образовательного фонда, председатель Уездного отделения епархиального училищного совета. В 1917 году избран представителем от духовенства Казанской епархии на Всероссийский съезд духовенства и мирян и кандидатом в Учредительное собрание от Союза православного духовенства и мирян.

Имел многочисленные награды от священного Синода и епархиального начальства: 1893 год — награжден фиолетовой скуфьей за отличную усердную работу, 1896 год — камилавкой в честь коронования Николая II за заслуги по духовному ведомству, 1891 год — наперстным крестом, 1903 год — орденом святой Анны 3 степени, 1909 год — саном протоиерея, 1918 год — палицей.

Последняя церковь, где служил Павел Митрофанович — Грузинская (1919-1923).

В 1918 году был членом Епархиального совета Казани.

В 1920 году вместе с епископом Иоасафом управлял Казанской епархией. В 1922 году — это был год церковной смуты — становится в ряды обновленцев. Говорят, что перед Павлом Митрофановичем был поставлен вопрос открыто и прямо: ему были предложены на выбор — ссылка или признание Алексея[1]. Он выбрал второе. Но Павел Митрофанович тяжело переживал свое общение с живоцерковниками и внезапную кончину младшего брата Порфирия.

«В октябре 1923 г. в актовом зале университета происходил диспут, организованный казанским кружком безбожников. На этом диспуте при огромном стечении народа единым фронтом против безбожников выступали о. Александр Лебедев — сторонник епископа Иоасафа[2], так и о. Павел Руфимский (сторонник епископа Алексея). Отец Павел Руфимский произнес блестящую речь в защиту религии, которую закончил словами: «Евангелие от Иоанна есть цветущий сад, наполненный благоухающими лилиями». Затем он сошел с эстрады со словами: «А все-таки Бог существует!», двинулся к своему месту, зашатался и упал замертво. Его перенесли в соседнюю комнату, и он тотчас же скончался от паралича сердца.

Смерть отца Павла Руфимского на боевом посту произвела ошеломляющее впечатление на всех казанцев и примирила с ним всех тех, кто его осуждал за малодушное признание епископа Алексея. Своим исповеданием веры до последнего издыхания он искупил все свои грехи. Ко гробу его стекались тысячи верующих. Преосвященный Иоасаф, памятуя предсмертную просьбу о. Павла Руфимского о том, чтобы он его погребал, решил исполнить это завещание неуклонно. Того же желали и прихожане, не стала препятствовать и семья покойного»[3].

Павел Митрофанович часто выступал публично и многие доклады и статьи на различные темы (о творчестве М. Горького, памяти С.Т. Аксакова) были опубликованы. В Российской национальной библиотеке есть его печатные труды.

В семье Павла Митрофановича было трое детей. Старший сын Борис Павлович (ок. 1890-?) закончил Казанский императорский университет в 1915 году, работал в министерстве нефтяной промышленности. По рассказам родственников погиб во время Великой Отечественной войны. Дочь Алла Павловна (ок. 1894 г.р.) умерла в тридцатые годы. И младший сын — Виктор Павлович умер, женат не был.


[1] Здесь речь об движении обновленчества (официальное название — Православная Церковь в СССР, также Обновленческий раскол, Живая Церковь, живоцерковничество) — раскольническое движение в русском Православии, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. Выступало против руководства Церковью патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима и проводимых им преобразований.

Высшее церковное управление живоцерковников решило овладеть Казанской епархией, назначив туда своего епархиального архиерея. Таковым был намечен викарный епископ Алексей, живший в Одессе и получивший назначение в Казань с титулом архиепископа. В апреле 1923 года его направили в Казань с целью заменить им пребывавшего в ссылке законного митрополита Кирилла (Смирнова).

[2] Священномученик Иоасаф (Удалов Иван Иванович), временно управляющий Казанской епархией с 21 марта 1921 года по 4 января 1922 года и с 21 августа 1922 года по 15 мая 1923 года. После Пасхи 1923 года служил в Казани тайно, так как все храмы города перешли к обновленцам.

В 1923 году принимал в епархии покаяние у возвращавшихся в Патриаршую церковь бывших обновленцев, переосвящал малым чином ранее принадлежавшие им храмы. Однако ему не удалось легализовать (зарегистрировать) православное епархиальное управление, а в ноябре 1923 власти запретили ему проводить богослужения, сам епископ ненадолго был арестован. В 1930-е годы многократно арестовывался.

После освобождения в 1936 году поселился на окраине Казани вместе с 80-летней матерью. Несмотря на бедную жизнь, продукты и одежду, которые дарили ему верующие, пересылал священникам в тюрьмы и ссылки. На вопрос об отношении к советской власти ответил: «Чтобы судить о советской власти, нужно побывать в концлагерях…».

В ноябре 1937 году был арестован, обвинён в организации контрреволюционного церковного подполья, виновным себя и на этот раз не признал. 29 ноября 1937 года приговорён к высшей мере наказания. 2 декабря был расстрелян.

Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище в Казани. Имя И. И. Удалова с датами рождения и смерти высечено, в числе прочих, на одной из стелл Мемориала жертвам политических репрессий.

[3] Степанов А. Ф. История Казанской епархии в 1918—1924 гг. в свидетельствах современника

 

Вернуться к списку

Последние добавления