Проповедь благочинного Покровского округа Чистопольской епархии протоиерея Виталия Кузьмина в день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Церковь чтит память новомучеников и исповедников Российских. Наверное, нигде и никогда не было замучено столько людей за Христа, как в нашей стране в ХХ веке. Нынешний год — юбилейный: революции исполняется сто лет. И, вспоминая эти страшные годы, мы должны не только восхищаться подвигами новомучеников, но и извлекать уроки из советского прошлого. Было бы большой ошибкой думать, что переворот 1917 года является лишь результатом действий группы заговорщиков, обманувших народ, жидомасонов и германской контрразведки. В том, что произошло, виновато все российское общество.
В связи с этим можно вспомнить и русскую интеллигенцию, соблазненную идеалами прогресса западной цивилизации, но не замечавшую своего культурного и духовного наследия. То есть «русскими перестали быть», как говорил один человек, а западными людьми так и не стали, истратив жар своего сердца на любовь к чужой социальной концепции. Хотя именно интеллектуальная элита должна фильтровать идеи и перерабатывать их, а также уметь отличать добро от зла. Но она не справилась со своей задачей, из-за чего народ пребывал в заблуждении. Студенчество, как мы помним, в то время увлекалось нигилистическими идеями и оккультизмом.
Патриарх Кирилл: «Гонения на Церковь совершались на протяжении всей истории»
Конечно, груз ответственности лежал не только на интеллигенции, но и на Церкви, которая тоже допускала ошибки, как и интеллигенция, хотя все казалось незыблемым и построенным на века. Русская Православная Церковь являлась крупнейшей поместной Церковью в мире, ее духовенство было самым образованным, а храмов и монастырей у нее было больше, чем у других поместных Церквей. Церковь находилась под защитой православного монарха, и казалось, что ей ничто не угрожает.
Но уже тогда в Церкви были те, кто разрушал ее, вольно или невольно. Во-первых, это архиереи и священники, далекие от своей паствы, корыстные и суетные. Во-вторых, православные миряне, которые в большинстве своем причащались только один раз в год. Многие из них воспринимали церковную жизнь как красивую бытовую традицию. И все это подтачивало веру и разрушало ее.
При этом не стоит забывать, что и в то время были архиереи, священники и монахи, являвшие собой идеал Христовой жизни на земле. Именно они первыми приняли на себя удар антицерковного молота в послереволюционные годы. В числе первых убили митрополита Киевского и Галицкого Владимира — после издевательств и пыток. Над ним издевались прямо в монастыре, но за него никто не заступился, несмотря на то, что убийц было не больше дюжины, а братия Лавры насчитывала сотни человек.
В других местах происходило то же самое. Священников убивали не тысячами — десятками тысяч, а храмы стирали с лица земли. Народ к этому относился безучастно — не заступался за священников, не защищал свои святыни. А кто разрушал храмы? Интервенты, что ли? Нет. Их разрушали русские крещеные люди. Многие из тех, кто разрушал и расстреливал, то есть палачи, надзиратели и энкавэдэшники, были крещеными. Брат убивал брата, крещеный убивал крещеного. Чужая идеология настолько глубоко проникла в народное сознание, что в угоду ей уничтожались сотни тысяч человек. Шолохов в романе «Тихий Дон» очень верно подметил: «Подешевел человек за революцию, подешевел». Человеческая жизнь тогда ничего не стоила, а достоинство, честь и убеждения просто растаптывались.
И это чудо, конечно, что после всего пережитого Церковь нашла в себе силы для возрождения. Кровь новомучеников и исповедников Российских — это та плодотворная почва, на которой обильно взошли ростки веры Христовой.
Болезнь общества или в плену у экрана
Но история имеет свойство повторяться, поэтому беда может вернуться. Беда не возвращается только в тех случаях, когда люди делают правильные выводы из произошедшего. Война за человеческие души продолжается, она никогда не прекратится. Мы видим, что и в наше время на идеологическом фронте идет массированная бомбардировка народного сознания. Довольно успешно они нас подминают, в том числе и современную молодежь, поэтому мы живем, как лягушки из мультфильма «Дюймовочка»: едим и спим, спим и едим. Повкуснее поесть, подольше поспать, поразвлекаться — это предел мечтаний современного молодого человека.
Знаете, в завоеванных странах всегда звучит музыка победителей. В Берлине 1945 года во всех кафе и ресторанах звучали советские песни. А что сейчас звучит в комнатах ваших детей? Сплошное «бум-бум». Это значит, что что-то чужое проникло в наши дома. Что-то нечеловеческое, рожденное в недрах безбожной потребительской цивилизации.
Так что же нам делать? Прежде всего надо защищаться, особенно на информационном уровне. Мы обсуждаем все, что на нас льется с экрана телевизора, из интернета, газет и журналов. Мусолим и забираемся в такие дебри, из которых очень трудно выбраться. Иногда легче пересадить почку, чем избавиться от идеи, укоренившейся в голове. Поэтому мы не должны захламлять свои дома информационным мусором. Некоторые удивляются, когда им говоришь, что даже мультфильмы способны повлиять на мировоззрение ребенка, так как они загружают определенные модели поведения. И очень часто мы, родители, не защищаем своих детей от пагубного влияния: «Но это же просто мультфильмы! Там же просто поют! Тут просто пишут! Там просто развлекают!». А между тем, все эти «просто» формируют личность человека.
Мы с вами являемся родителями, и именно мы должны читать сказки своим детям, а не Уолт Дисней! Когда отец приходит домой после рабочего дня, он должен думать не о том, чтобы выпить пивка и посмотреть футбол. Он должен думать о том, какие книги, игры, фильмы и мультфильмы порекомендовать своим детям. Надо молиться вместе с детьми, надо вместе с ними готовиться к Причастию, надо вместе с ними посещать храм. Вот чем должны быть обеспокоены родители. Только в этом случае можно надеяться, что дар жизни с Богом, доставшийся нам от новомучеников и исповедников Российских, не исчезнет, а наши верующие дети и внуки будут счастливы. Аминь.