Поучение священника Григория Матвеевского к прихожанам церкви села Большие Ключи Казанского уезда в день преставления святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 1912 году.
Перенесемся мысленно на Голгофу, припомним последние минуты крестных страданий Господа Иисуса Христа!
Вот Он, Спаситель наш, висит на кресте. Из пригвожденных рук и ног, с головы из-под тернового венца струится кровь. Натешилась бессердечная толпа насмешками над Сладчайшим Иисусом, пресытилась кровавым зрелищем, — по домам разошлась. Остались у креста воины, обязанные долгом службы присутствовать здесь, да те, чья любовь к Божественному Страдальцу поборола страх пред Голгофскими ужасами. Тут Матерь Божия, у которой при виде страданий Возлюбленного Сына оружие проходило душу; тут безгранично любящий и любимый ученик Спасителя Иоанн Богослов; тут по природе слабые телом, но сильные духом, готовые на великие подвиги жены мироносицы. Остановился потухающий взор Спасителя на Матери, перешел на любимого ученика. Запекшиеся от жажды и страданий божественные уста шепчут, обращаясь к Матери: «Жено! се сын твой», потом к ученику: «се, Матерь твоя». И с этого времени Иоанн Богослов принял Матерь Божию на свое попечение и заботился об Ней до Ее блаженной кончины, как самый нежный сын.
Прошло около двух тысяч лет с тех пор. Учение Христово распространилось по всему миру, проникло во все уголки вселенной, указывая путь к счастью на земле и к вечному блаженству на небе. И всякий раз при воспоминании о жизни и подвигах апостолов внимание христианина с особенной любовью останавливается на ублажаемом сегодня святой церковью апостоле и евангелисте Иоанне Богослове. Недаром возлюбил его Божественный Учитель больше, чем других апостолов; недаром вручил Он ему на попечение драгоценное сокровище, Свою Матерь. Апостол Иоанн Богослов преимущественно пред прочими апостолами называется апостолом любви, потому что он полнее других апостолов воспринял от Спасителя самую важнейшую, самую необходимую заповедь о любви и всех проще и яснее передал ее верующим. Вся жизнь святого апостола Иоанна была образцом истинной любви христианской. При жизни Божественного Учителя он любил Его особенною нежною, сыновнею любовью, а когда сделался руководителем жизни новообращенных им христиан, то самоотверженно любил своих чад духовных любовью братскою и отеческою. И в посланиях своих он поучает этой чистой и святой любви: «возлюбленние», говорит он, — «будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 7—8). Святой апостол Иоанн Богослов один из всех апостолов помер не мученической, а мирной смертью на сто пятом году своей жизни. В последние годы его приносили на собрания верующих на носилках и здесь он произносил только: «дети мои, любите друг друга». А когда его спрашивали, зачем он так часто повторяет эти слова, то он отвечал, что в этих словах заключается весь закон. Учил он любить не на словах только, но и на деле, потому что любовь на словах, не оправдываемая делом, мало приносит пользы. «Дети мои!» говорит он: — «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоан. 3, 18). Не любя ближнего, и Бога нельзя искренно любить. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, котораго видит, как может любить Бога, Котораго не видит?» (1 Иоан. 4, 20).
Как легка была бы жизнь на земле, если бы повсюду царила любовь! Как хорошо было бы, если бы и в нас жила та искренняя и самоотверженная любовь к Богу и ближним, какой преисполнена была душа воспоминаемого сегодня апостола любви Иоанна Богослова. Зародыш этой любви, как залог счастья на земле и вечного блаженства на небе, вложен в созданную по образу и по подобию Божию душу каждого человека. Но люди не только не стараются возрастить, но часто заглушают, уничтожают в себе этот драгоценный дар. И вместо добрых плодов любви возрастают тернии: зависть, злоба и ненависть, а отсюда и все беды, и горести наши.
Православный Интернет о любви
Без искренней, самоотверженной любви не может быть истинного счастья на земле, нельзя заслужить и вечное блаженство на небе. Без любви христианской ни самая вера наша, ни наши подвиги благочестия не принесут нам пользы, а будут, как говорит апостол Павел, только медью звенящей или кимвалом, звучащим (1 Кор. 13, 1—3). Без этой любви нет и не может быть истинного христианства, потому что вера христианская и основана на любви. В прощальной беседе с апостолами Спаситель говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 13, 34—35; 15, 13).
Любовь! христианская, святая любовь! Что может быть выше тебя, что могущественнее, что драгоценнее? Ты возвышаешь духовную жизнь нашу, ты многих ведешь на подвиги, ты без боя побеждаешь врагов. За любовь даровал Христос грешнице прощение: «прощаются грехи ея многие за то, что она возлюбила много» (Лук. 7, 47). За любовь святого Иоанн Богослов возлежал на персях Христа и был участником в таинствах Его. За любовь Творца к падшему человечеству совершилось искупление мира: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
И мы не другим чем можем привлечь к селе милость Божию и заслужить блаженство вечное, как истинною христианскою любовью. Поэтому глубоко запечатлеем в сердцах наших наставление апостола любви Иоанна Богослова: «возлюбленные! будем любить друг друга».
Источник: Известия по Казанской епархии, 1912 г., №36