21 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили праздничные торжества, посвященные дню обретения Казанской иконы Божией Матери, — богослужения состоялись в Свияжске и Казани. Главным символическим деянием этих дней стало закладка памятной капсулы собора Казанского Богородицкого мужского монастыря, который в настоящее время восстанавливаться. Так постепенно время врачует даже самые тяжкие раны, и теперь мы ясно видим еще один признак окончания столетней смуты, жестоко потрясавшей нашу страну в ХХ веке.
Казанская икона Божией Матери, явленная на пепелище опустошительного пожара, стала для наших предков знамением благословения Господа и Божией Матери и в их дальнейших испытаниях. Стала видимым знаком обещания помощи свыше в Смутное время, когда, казалось, безвозвратно гибла Россия, и это обещание было исполнено. Что же надо было думать летом 1904 года, когда бесценная святыня была так грубо и кощунственно похищена и поругана? Чудовищные скорби не замедлили явиться вслед за этим в виде безумных и разрушительных революций, утраты христианского уклада жизни, самой России в духовном и культурном смысле этого имени. Закономерным последствием всех этих потрясений стало и разрушение Казанского Богородицкого собора, построенного на месте явления иконы.
Начало восстановления собора вселяет в нас надежду, что благословение Божией Матери не до конца оставило нас, что возвращение России к былой славе возможно. Поэтому сегодня особое звучание и значение приобретает слово, сказанное профессором Казанской духовной академии Иваном Михайловичем Покровским в печальные дни, некогда потрясшие всю Россию. Слово горькой правды, принудившее умолкнуть голоса людей, ободрявших себя надеждой, что утрачен лишь чтимый список Казанской иконы Божией Матери, хотевших верить, что горе и беда велики, но, все же, не столь велики. Эта горькая истина, как бы она ни была горька, будет полезнее и для нас — тех кому выпал жребий в надежде на милость Божию восстанавливать поруганное. Оригинал статьи, которую мы сегодня предлагаем читателям, хранится в библиотеке Казанской духовной семинарии.
В этом же году в «Раифском альманахе» была переиздана статья И.М. Покровского «Печальная годовщина со дня похищения явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери в Казани», оригинал которой также хранится в библиотеке семинарии. Обе статьи переиздаются по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.
Отдельный оттиск статьи профессора И. М. Покровского из журнала «Православный собеседник» за 1904 год
В ночь на 29 июня в Казани совершено неслыханное преступление. Злоумышленники, теперь открытые, похитили из Казанского Богородицкого женского монастыря Казанскую явленную чудотворную икону Божией Матери и образ Спасителя в драгоценных ризах.
Весть о похищении святыни, дорогой всякому русскому истинно православному человеку, быстро облетела не только город Казань, но и всю Россию. Миллионы русских сердец горько сжались при этой чудовищной вести и участливо разделили казанское горе. Толпы народа с раннего утра 29 июня окружили монастырь и, пока было возможно, заполнили собой храм, паперть и даже монастырский двор. Неподдельные ужас и горе выражались на лицах всех, явившихся в обитель разделить общее невыразимое горе. Горькие слезы лились и у тех, кто рассказывал, и у тех, кто слушал про подробности этого печального события в жизни монастыря и православной Казани. Все чувствовали дорогую утрату монастыря как личную потерю. Никто не верил, чтобы преступление не раскрылось. Оно раскрылось, но поздно. Удалось пока найти только некоторые драгоценности с иконы и ризу с образа Спасителя. Злодеи свили себе преступное гнездо на одной из окраин города.
Как только разнесся слух о раскрытии преступления и обнаружении скрытых драгоценностей, тысячи народа, несмотря на ночное время, окружили дом, где жили, точнее скрывались, преступники под чужими фамилиями. Тут в ночь на 6 июля произошло то же, что наблюдалось утром 29 июня в монастыре. Никому не верилось, чтобы не удалось вместе с драгоценностями найти тотчас и самую икону. Хотя в народе уже шли толки, что похищенная икона Божией Матери сожжена злодеями, желавшими скрыть свое гнусное и святотатственное преступление, но и после того никто не верил и теперь многие не верят, чтобы святыня, хранившаяся в Казани три века с четвертью, была так грубо уничтожена и, оскверненная руками святотатцев, сделалась жертвой пламени.
Народное горе и общее смущение, вместе с тем и надежда на целость святыни, вполне понятны при том глубоком уважении, которым пользовалась похищенная икона в Казани и во всей России. Казанская икона Божией Матери — это, по словам одного патриота-публициста, святое знамя не только Казани, но и всей православной России, с которым последняя шла на защиту себя и православной веры, и с которым каждый верующий мог смело идти по бурным волнам житейского моря.
Явившись в 1579 году на месте сгоревшего дома стрельца Даниила Онучина, откуда начался страшный пожар 1579 года, где ныне находится холодная церковь Казанского женского монастыря, чудотворная Казанская икона Божией Матери сразу сделалась оплотом православия среди еще сильного магометанства в Казанском крае. В пожаре 1579 г. мусульмане видели гнев Божий на христиан и потому унижали достоинство христианства пред исламом. «И истинная православная вера, — говорит сказание об иконе, — бысть им в притчу и поругание, источника целебного не бе тогда во граде»1 В явлении иконы Божией Матери и чудесах чрез нее Господь показал неверным, что Он не оставил своих верных и впредь не оставит верующих, с молитвой прибегающих к явленной иконе. Казанцы-христиане верили в это и вверяли свою судьбу Покровительнице Небесной, образ Которой так дорог был им. И вера не посрамила их в трудные времена: святая икона Божией Матери являлась знаменем победы.
Казанские дружины, отправившиеся на освобождение Москвы от поляков в 1612 г., имели у себя список с Казанской явленной иконы Божией Матери, проявившей свою благодатную помощь и заступление в тяжелое время на Руси: казанцы со своею иконою участвовали при отнятии у поляков Новодевичьего монастыря и других делах. На возвратном пути в Казань в Ярославле этот список передан был дружинам Пожарского и Минина, шедшим в Москву из Нижнего Новгорода; в этих дружинах святая икона также проявила чудодейственную силу. Свою спутницу и помощницу в походах и сражениях князь Пожарский поставил затем в Москве, в своей приходской церкви Введения Богородицы на Лубянке.
До 1612 г. Казанская икона Божией Матери чтилась только местно, в Казани, и празднование ее совершалось однажды в год, 8 июля, в день обретения. В память же избавления Москвы от поляков установлено празднование иконы еще 22 октября. Но до 1649 г. оба эти праздника праздновались только местно, в Казани и Москве. Только с 1649 года, когда 21 октября во время всенощной службы накануне праздника в честь иконы Казанской Божией Матери у царя Алексея Михайловича родился сын-наследник Димитрий Алексеевич, обрадованный этим событием и приписывавший его милости чудотворной Казанской иконы, Алексей Михайлович установил праздновать день 22 октября по всей России.
Казанская икона Божией Матери: царское почитание
Таким образом, явленная Казанская икона, местно чтимая, сделалась, наконец, всероссийской святыней, а московский список ее сделался даже семейной иконой нового царского рода Романовых.
Списки с явленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери быстро распространились по лицу земли русской в древних точных и позднейших менее точных копиях, удержав название «Казанской» по месту явления первообраза. В 1588 г., следовательно, чрез 9 лет после явления Казанской иконы, романовский гражданин Герасим, в иночестве Галактион, принес в город Романов (Ярославская губерния) из Тетюш (ныне Казанская губерния) чудотворный образ Казанской Божией Матери. Образ этот чрез двадцать лет выкраден был из посадской Николаевской церкви г. Романова поручиком Литовского Стравинского полка Яковом Любским, православного исповедания, в 1610 году при разграблении г. Романова поляками и передан им в Ярославль набожному, добродетельному и умному купцу В. Г. Лыткину. Ныне икона находится в Ярославском Казанском женском монастыре2. В Тетюшах до сего времени имеется в Троицком соборе свой чудотворный образ Казанской Божией Матери.
Господу Богу угодно было прославить многие из списков с Казанской иконы, даже не первоначальных, даром чудотворения ради православного народа, в трудные минуты всегда ищущего помощи свыше и прибегающего с молитвой к усердной Заступнице рода христианского 3.
И вот теперь-то первообраз всех позднейших списков, явленная Казанская икона Божией Матери, это всенародное русское священное знамя, похищена злодеями-святотатцами.
Похищенная икона Богоматери древнегреческого дониконовского письма одинаково почиталась православными, старообрядцами и раскольниками и, таким образом, будучи «стеной нерушимой» для Русской Церкви и государства, она служила как бы связующим звеном для всех русских людей. Все это увеличивает гнусность преступления, а то обстоятельство, что похищена подлинная явленная икона, увеличивает тяжесть утраты.
Нет сомнения, что в Казанском женском монастыре хранилась и похищена подлинная икона Божией Матери, обретенная в 1579 году на месте сгоревшего дома стрельца Даниила Онучина и прославившаяся многими чудотворениями. Вопрос о том, что явленная икона хранилась именно в Казанском женском монастыре, а не в Москве или в Петербурге, нужно считать давно решенным. Святотатственное похищение этой иконы из монастыря под 29 июня, однако, снова подняло этот вопрос. Раньше Москва пыталась доказать, что явленная Казанская икона Божией Матери хранится в московском Казанском соборе; теперь раздаются голоса в том смысле, что явленная икона хранится в петербургском Казанском соборе. Казанское горе было бы, конечно, легче, если действительно в Казани хранился и похищен список с явленной иконы, а в Москве или в Петербурге сохранился подлинник ее. Но увы! Уверенно можно повторить, что из Казанского женского монастыря похищена явленная Казанская икона Божией Матери, и ее никогда не было ни в Москве, ни в Петербурге.
В петербургской газете «Новости» от 9 июля н. г. № 187 коллежский секретарь Петр Дорощенко поместил письмо по поводу похищения явленной Казанской иконы Божией Матери.
В этом письме он, между прочим, пишет: «в Сказании о чудотворно явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием Спб. Казанского собора (изд. Спб. 1867 г. под цензурой цензора архимандрита Ефрема 22 сент. 1867 г.) на 10 странице сказано: «Чудотворная сия икона находилась в г. Казани только 32 года от явления своего. В 1611 г. Казанское ополчение, отправляясь на защиту погибающей Москвы, взяло с собою святую икону Казанской Божией Матери, обретенную в недрах земли, которая с 1611 г. по 1710 г. находилась в Москве, а в 1711 г... Петром I перенесена в С.-Петербург, как в столицу всей Российской империи, где и поныне пребывает в благолепном Казанском соборе». Интересно бы знать достоверно, — прибавляет г. Дорощенко, — какая икона находится у нас (т. е. в Петербурге) в Казанском соборе — явленная или только чудотворная копия с нее?» Высказывая желание, чтобы и другие газеты перепечатали его письмо, составитель письма, знакомый очевидно только с одной вышеуказанной брошюркой и незнакомый с довольно богатой литературой о чудотворной Казанской иконе Божией Матери, спрашивает: «может быть тогда вопрос разъяснится?»
На вопрос г. Дорощенко уже имеется несколько ответов4.
Один из ответов, помещенный в 3467 номер «Казанского телеграфа» (22 июля 1904 г.), принадлежит перу местного репортера Н. Ф. Юшкова. Г. Юшков слишком кратко и невнимательно повторил то, что сказано было пятьдесят лет тому назад в статье «Казанская чудотворная икона Божией Матери», помещенной в журнале «Православный собеседник» за 1858 г. ч. III, стр. 391-412, принадлежащей перу первого казанского академического церковного историка бакалавра Григория Захаровича Елисеева, известного впоследствии русского литератора и публициста, а не знаменитому русскому историку и профессору А. П. Щапову, как это совершенно неверно, хотя и очень настойчиво, несколько раз повторяет г. Юшков в своей заметке.
Григорий Захарович в продолжение всей своей академической службы (1844-1854 гг.) трудился над собиранием архивных и печатных материалов для историко-статистического описания Казанской епархии5. Одним из главных пунктов в этом описании был вопрос о «чудотворных иконах со сказаниями и записями о них»6. Плодом изысканий Григория Захаровича по этому вопросу явилась брошюра: «Краткое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной, Раифской и Мироносицкой пустыни. Москва. 1849 г.». Эта брошюра возбудила большое недоумение в казанском обществе, в частности в тогдашнем архиепископе Григории (Постникове), нравственно и материально поддерживавшем Григория Захаровича при работах по истории епархии. Недоумение вызвано было тем, что к «Сказанию» были приложены изображения чудотворных икон Богоматери Казанской и Смоленской Седмиозерной не с подлинных казанских икон, находящихся в Казанском женском и в Седмиозерном мужском монастырях, а с московских. Приложение московских изображений к сказанию о казанских иконах могло служить как бы подтверждением ложного мнения москвичей, будто бы подлинная икона Казанской Богоматери находится в Москве, а не в Казани.
4 января 1852 г. архиепископ Григорий сделал во Внутреннее Правление Казанской духовной академии личное представление следующего содержания:
«В изданном в 1849 году г. экстраординарным профессором академии Елисеевым «Кратком историческом сказании о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной, Раифской и Мироносицкой» приложены изображения Пресвятыя Богородицы икон Казанской, что в Московском Казанском соборе, и Смоленской, что в Московском первоклассном Новодевичьем монастыре.
Как г. Елисеев в означенном издании описал явления икон, находящихся в Казани и Седмиозерной пустыни, а не в Москве, и как помещенные им в издании изображения не имеют никакого сходства с описанными им иконами, то Правление академии и имеет спросить г. Елисеева, почему и с какою целью им в означенном издании помещены несообразные с его описанием изображения, и что им будет сказано, представить».
Григорий Захарович только 21 января узнал про запрос архиепископа и 24 того же месяца отписывался так: «Историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Раифской, Седмиозерной и Мироносицкой» составлено, — говорил он, — хотя и мною, но право издания этого сочинения уступлено было мною Троице-Сергиевской Лавре казначею иеромонаху Сергию, который действительно издал его, потому я не могу сказать, почему при сочинении приложены такие, а не другие изображения, и даже почему приложены. Думаю, впрочем, что издатель сочинения о. Серий находил полезным для издания приложить изображения и, так как снять изображения, как приложенные, было ближе и доступнее для него, нежели выписывать снимки с подлинных икон из Казани, то на получение сказанных изображений в сочинении он и испросил дозволения у Московской духовной цензуры, оттого и сочинение, одобренное сначала в цензурном комитете при Казанской духовной академии, было опять рассмотрено в таковом же комитете Московской духовной академии и явилось в свет с одобрения сего последнего».
7 февраля объяснение Григория Захаровича было препровождено архиепископу Григорию7, и последний, кажется, им удовлетворился, так как дело снова не возбуждалось.
Намеренно или ненамеренно иерей Сергий к сказанию о казанских иконах приложил изображения московских икон, сказать трудно, но сам Григорий Захарович, как видно из ответного письма московскому протоиерею Александру Ивановичу Невоструеву, понимал всю неуместность сделанных приложений и подозревал в этих приложениях намеренное подтверждение ложного мнения москвичей о явленной Казанской иконе. Архиепископ Григорий своим проницательным взором тоже видел, что все это сделано неспроста.
Григорий Захарович нисколько не сомневался в явленности и подлинности иконы, хранившейся в Казани, и успел убедить в этом заинтересованных ученых москвичей. В конце 1851 году Григорию Захаровичу пришлось вести с московскими учеными пастырями особую переписку по вопросу о том, что хранившаяся в Казанском женском монастыре, ныне злодейски похищенная икона Божией Матери есть явленная, и опровергать ложное мнение москвичей.
В 1848 году в Москву перешли из Казанской духовной академии два сослуживца Григория Захаровича по академии: ординарный профессор философских наук Иван Алексеевич Смирнов-Платонов (с 1848 г. священник московской церкви Николая Чудотворца на столпах, затем Воскресения в Барашах), и бакалавр по кафедре патрологии с греческим языком Димитрий Иванович Кастальский (сначала преподаватель философских предметов в Вифанской семинарии, затем московский священник, а с 1877 года протоиерей московского Казанского собора — ✝ 1891 г.). Оба москвичи по академическому и семинарскому образованию, И. А. Смирнов-Платонов и Д. И. Кастальский 8, естественно, могли разделять общее мнение москвичей о подлинности Казанской иконы Божией Матери, находящейся в московском Казанском соборе, но не были только уверены в этом как серьезные ученые. Эти два ученых пастыря порекомендовали тогдашнему протоиерею московского Казанского собора Александру Ивановичу Невоструеву (1806-1872 г.) 9, занимавшемуся вопросом о подлинности Казанской иконы, находившейся в московском Казанском соборе, обратиться по этому вопросу к Григорию Захаровичу Елисееву, как человеку «одушевленному любовью к своему делу и занимавшемуся особенно историей Казанской церкви». По этой рекомендации протоиерей Невоструев 28 ноября 1851 года писал Григорию Захаровичу:
Московский список Казанской иконы Божией Матери
«Милостивый Государь, Григорий Захарович!
По поручению начальства, занимаясь составлением исторической записки о здешнем Казанском соборе, я нашел в летописях несколько указаний, приведших меня к мысли, что чествуемая у нас чудотворная икона Казанской Божией Матери есть та самая, которая явилась в Казани в 1579-м году, а у вас находится только список с нее. Знаю, что эта мысль казанцам не по сердцу и что они не легко уступят нам честь выдавать нашу икону за оригинальную: но — правда краше солнца, как говорит пословица. И если доводы, служащие основанием означенной мысли, будут отринуты по уважительным причинам, а противная ей мысль будет утверждена убедительными доказательствами, то мы, по тому же правдолюбию, по которому теперь выступаем с первою мыслию, отступим с нею назад и предоставим казанцам равно вожделенную для них и для нас честь усвоять себе или указывать в стенах своих оригинал нескольких чудо творных икон, чтимых в разных местах нашего Отечества.
Желая дойти, сколь возможно, до удовлетворительного решения по сему предмету, обращаюсь к Вам, по единодушной рекомендации бывших профессоров Казанской духовной академии, Ивана Алексеевича Смирнова-Платонова и Димитрия Ивановича Кастальского, как к человеку, «одушевленному любовию к своему делу и занимавшемуся особенно исто-риею Казанской церкви по казанским источникам», а притом известному же по печатным книжкам, весьма интересным для нашего собора, в котором прежде был придел, посвященный Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам, и где доселе находится вышеупомянутая Казанская икона Богородицы. Надеюсь, что Вы, по своей ревности к духовному просвещению, не откажете мне в покорнейшей просьбе войти в исследование предмета, без сомнения, весьма близкого к Вашему сердцу и не чуждого Вашим официальным занятиям, а по правдолюбию или беспристрастию, какое свойственно профессору истории, сообщите мне точный результат Ваших изысканий.
Мысль об оригинальности нашей иконы возбуждена собственно следующими сказаниями летописцев:
1) Хронографы Лобковский и Ельнинский свидетельствуют, что патриарх Гермоген, из заточения благословляя нижегородцев на восстание против Литвы, велел им взять в полки свои чудотворную икону Казанской Богоматери, принятую им из земли на свои руки, во время ее явления (см. Москвит. 1850 г. № 21 отд. 3 стр. 6-8) 10. Завещание патриарха, бывшего прежде митрополитом Казанским, ревностного патриота, и притом мученика за веру и Русь, конечно, было обязательно для истинных сынов Отечества, нижегородских и казанских, между коими, кроме Минина и Пожарского, отличались печерский архимандрит Феодосий, Спасо-Преображенского собора протопоп Савва Евфимиев, доблестный Алябьев и дьяк Семенов. И действительно, духовенством казанским принесена была в Москву, в стан кн. Трубецкого и Заруцкого, икона Казанская, которую летописи называют чудотворною и с которою Трубецким и Заруцким, в мае 1612 г., очищен был от поляков Новодевичий монастырь.
2) Никонов летописец (ч. 8 стр. 209) говорит, что когда по расстройстве ополчения Трубецкого и Заруцкого икона Казанская, отосланная из сего ополчения обратно, принесена была духовенством в Ярославль в тот же день, в который прибыл сюда князь Пожарский с нижегородскою ратью, то сия встреча почтена была за благоприятное для последней предзнаменование, и икона оставлена при войске, а в Казань отправлен богато украшенный список с нее. Если из Казани принесена была только копия с иконы, явившейся там за 30 лет пред тем, то почему нужно было послать из Ярославля в Казань копию с копии, и притом богато украшенную, т. е. более драгоценную, нежели первая копия?
3) Известно из летописей, что Пожарский с Казанскою иконою вошел в Москву, где, по изгнании поляков в конце 1612 г. (которое вообще приписывается заступлению Божией Матери), и копия поставлена была сперва в приходской церкви князя-победителя (Введения на Лубянке), а потом перенесена в Казанский собор, построенный в память освобождения России от Литвы и в благодарность Богоматери за содействие Ее в этом великом деле.
К сим доводам можно присовокупить еще то, что находящаяся в нашем соборе Чудотворная икона древле называлась «Казанской, что на пожаре» (см. Выходы царские, под 22-м окт. 1643, 1645 и 1659-го г.), — вероятно, по первоначальному явлению ее на пожарище казанском.
Да и правдоподобно ли думать, чтобы в столь смутное время, каково было при господстве поляков в России, и для столь важной цели, как освобождение Отечества от сих врагов, была истребована и прислана от Казани в Москву копия с чудотворной иконы, а не самая сия икона?..11
В заключение еще раз обращаюсь к Вашей любознательности и к Вашему правдолюбию с покорнейшею просьбою принять во внимание вышеписанные доводы и, по тщательной справке с историческими памятниками, какие имеются у Вас в виду, или находятся в Казани, удостоить меня сколь возможно удовлетворительным ответом.
С истинным к Вам почитанием, честь имею быть Вашим, Милостивый Государь, покорнейшим слугою Казанского собора протоиерей Александр Невоструев.
Р.S. Адрес мой: «Казанского собора протоиерею Александру Иванов. Невоструеву, в приходе Воскресения на Овражке, в доме Казан. собора, в Москве»».
Григорий Захарович, лично заинтересованный вопросом, не замедлил ответом. 15 декабря он писал:
«Ваше Высокоблагословение, Милостивый Государь, Александр Иванович!
В начале текущего месяца Вы почтили меня письмом, в котором, изъяснив Ваше мнение о том, что икона Божией Матери, находящаяся в Казанском девичьем монастыре, не есть явленная, а только список с явленной, что подлинная явленная икона хранится в московском Казанском соборе, просили меня заняться ближайшим рассмотрением этого предмета и сообщить Вам о результатах моих изысканий откровенно и беспристрастно. Исполняя Ваше желание, имею честь объяснить Вам, что разобрав и сообразив имеющиеся у меня под руками документы по сказанному предмету, я дошел до того же убеждения, какое имел всегда, т. е. что подлинная явленная икона Казанской Б. Матери хранится в девичьем Казанском монастыре, а не в московском Казанском соборе. Вот мои доказательства:
1) Летописи говорят, что в Москву послана не подлинная явленная икона Божией Матери, а список с нее. Так говорится в летописи Никоновой Т. VIII стр. 167: «принесоша из Казани образ пречистые Богородицы, список с казанские иконы» и проч. То же говорится и в летописи о мятежах стр. 225: «принесоша из Казани образ пречистые Богородицы, списанной с казанские». Мы не имеем никакого права не доверять этим показаниям летописей, тем более, что есть основание думать, что эти показания рассказаны в летописи очевидцем, или внесены в нее со слов очевидца (слич. Никон. лет. том. VIII. стр. 167).
2) Голос народный или, лучше сказать, предание народное всегда признавало и признает здешнюю икону за чудотворную. Я знаю, что за чудотворную признается и хранящаяся в московском Казанском соборе икона. Но если мы допустим, что последняя икона и не явленная, все-таки будет основание признавать ее чудотворною; так как она показала свое чудодействие при очищении Москвы от поляков; — между тем как, если предположим, что находящаяся в Казани икона есть только список с чудотворной, то уже не останется никакого основания почитать ее чудотворной, и народное предание надобно будет признать совершенно лживым. А оно едва ли когда бывает таково относительно подобных предметов.
3) Предание о том, что здешний образ Казанской Б. Матери чудотворный, не ново. Спустя 15 каких-нибудь лет после основания Казанского московского собора оно говорило то же самое, что и теперь. Между актами археографической Экспедиции, содержащимися в IV т., есть один (№ 323, стр. 482-483), в котором рассказывается следующее: «в 1647 году в мае в Суздальском уезде в пустоши Осовицах явился низовой крестьянин Авксентий Васильев с иконою Казанской Божией Матери и поставил эту икону в часовне означенной пустоши. От иконы начали являться чудотворения, и слух о пришельце дошел до архиепископа Суздальского Серапиона. Призванный к допросу пред архиепископа, крестьянин объяснил ему, что был он целый год болен ногами и левой рукой и в болезни обещался идти в Казань помолиться Пречистой Богородице, отчего почувствовал облегчение; прибыв же в Казань, он получил и совершенное исцеление от иконы Казанской Божией Матери; что потом икона Казанской Божией Матери явилась ему во сне и велела идти за Волгу на Лебедино озеро и труждатися в той пустыни» и т. д. Если бы показания крестьянина относительно его исцеления от иконы Казанской Божией Матери, а также и относительно явления ему во сне этой иконы были ложны, все-таки остается несомненным, что он признавал образ Казанской Божией Матери, находящийся в Казани, чудотворным и следовал в этом, конечно, общему мнению. А так как неизвестно, чтобы между годами 1612 и 1647 какая-нибудь другая икона Божией Матери прославилась в Казани своими чудотворениями, то и необходимо допустить, что явленная икона Казанской Божией Матери, обретенная в 1579 году, была в 1647 году в Казани, здесь же, следовательно, находится и в настоящее время. Этих оснований, по моему мнению, достаточно для того, чтобы убедиться, что явленная икона Казанской Божией Матери хранится не в Москве, а в Казанском девичьем монастыре.
Теперь обращаюсь к соображениям, по которым Вы не хотите признать здешнюю икону Божией Матери явленною.
Вы пишете: «Хронографы Лобковский и Ельнинский свидетельствуют, что патриарх Гермоген, из заточения благословляя нижегородцев на восстание против Литвы, велел им взять в полки свои чудотворную икону Казанския Богоматери, принятую им из земли на свои руки во время ее явления. И это завещание, — говорите Вы, — не могло быть не исполнено истинными сынами отечества, и действительно духовенством казанским принесена была в Москву, в стан князя Трубецкого и Заруцкого, икона Казанская, которую летописи называют чудотворною и с которою Трубецким и Заруцким, в мае 1612 г., очищен был от поляков Новодевичий монастырь». «Да правдоподобно ли думать, — присовокупляете Вы, — чтобы в столь смутное время, каково было при господстве поляков в России, и для столь важной цели, как освобождение отечества от сих врагов, была истребована и прислана из Казани в Москву копия с чудотворной иконы, а не самая сия икона?» По моему мнению: а) завещание патриарха Гермогена может иметь и не тот смысл, который Вы ему приписываете. Если патриарх Гермоген воспринял от земли Казанскую явленную икону Божией Матери, то поэтому самому в переносном смысле и список с этой иконы может быть назван воспринятым им же, точно так же, как, смотря на портрет Вашего крестника, Вы можете сказать: «вот тот, которого воспринял я от купели», хотя это будет не он сам, а только портрет его. Но, b) если придадим завещанию Гермогена и тот смысл, какой придаете ему Вы, и допустим, что истинные сыны употребили все возможные усилия исполнить последнюю волю патриарха, все-таки могло случиться, что завещание его осталось неисполненным. Известно, в каком расстроенном состоянии находилось тогда государство, как мало города повиновались определениям Москвы. Особенно это должно сказать о Казани, которая при общем желании других городов очистить Московское государство от поляков, согревала свои думы. «В то время бывшу в Казани дьяку Никонору Шульгину и мысляше себе неблаг совет, тому радовашеся, что Москва за Литвою. Ему же хотящу в Казани властвовати» (Ник. лет. т. ѴІІІ, стр. 177). «Когда казанские по приказу Никонора Шульгина и приидоша до Ярославля, то и тогда назад поидоша, никоторые помощи не учиниша, лише многую пакость земле содеяша и идучи назад; немногие же казанцы осташася — голова Лукьян Мясной, да с ним 20 человек князей и мурз, да дворян 30 человек, да голова стрелецкой Посник Неелов, да с ним 100 человек стрельцов, и быша под Москвою до взятия московскаго, и приидоша в Казань, многия беды и напасти от Никонора претерпеша, Лукьяна Мяснова, Посника Неелова едва в тюрьме не умориша» (Ник. лет. т. VIII, стр. 182). Даже когда совершенно избран был царем Михаил Феодорович и все города с радостью присягнули ему, «приидоша в Арзамас, в Арзамасе же бывшу в те поры вору Никонору Шульгину со всею казанскою ратью и начаша приводить ко кресту; тако же Никонор хотяше по-прежнему воровати, не нача креста целовати» и проч. (Ник. лет. т. VIII, стр. 204). При таких отношениях Казани к Москве, когда Казань вовсе не желала очищения Москвы от поляков и имела свои виды в общих смутах, очень могло статься, что казанцы и не исполнили завещания Патриарха Гермогена. Таким образом то, что представляется неправдоподобным в настоящее время, очень правдоподобно по тогдашним отношениям, по расстройству государства; с) название иконы, принесенной из Казани в Москву, чудотворною в летописях я не встречаю, — они называют ее, напротив, списком с Казанской. Говорится об этой иконе, как о чудотворной, уже после того, как она показала свое чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря (см. Ник. лет. т. VIII, стр. 208).
Далее, Вы пишете: «Никонов летописец (ч. 8, стр. 209) говорит, что когда по расстройстве ополчения Трубецкого и Заруцкого икона Казанская, отосланная из сего ополчения обратно, принесена была духовенством в Ярославль в тот же день, в который прибыл сюда князь Пожарский с нижегородскою ратью, то сия встреча почтена была за благоприятное для последней предзнаменование, и икона оставлена при войске, а в Казань отправлен богато украшенный список с нее. Если, — заключаете Вы, — из Казани принесена была только копия с иконы, явившейся там за 30 лет пред тем, то почему нужно было послать из Ярославля в Казань копию с копии и притом богато украшенную, т. е. более драгоценную, нежели первая копия?»
— Так нужно было сделать, отвечаю я, потому, что копия эта прислана была из Казани и принадлежала Казани. Оставляя ее у себя навсегда, нижегородское ополчение, естественно, должно было чем-нибудь вознаградить казанцев. Заметим к тому же, что копия эта была уже не простая, но оказавшая чудодействие при очищении Новодевичьего монастыря от поляков, которая, следственно, по этому самому делалась драгоценною для нижегородского ополчения, шедшего на бранные подвиги, и которая по тому же самому, как икона чудотворная, делалась драгоценною и для казанцев. Удерживая у себя копию, присланную из Казани, копию, сделавшуюся чудотворною, и посылая в Казань простую, обыкновенную копию, не должно ли было нижегородское ополчение богато украсить последнюю сколько возможно лучше, чтобы этим, по крайней мере, вознаградить то, что теряли казанцы в копии, удержанной нижегородским ополчением?
Говорите Вы еще: «Двукратное спасение Казани от смертоносной язвы, в половине 17 в. и около конца 18 в., коим этот город обязан единственно чудотворной иконе Седмиозерной, прославившейся вскоре по воцарении Михаила Феодоровича и чествуемой у Вас в память первого спасения торжественным крестным ходом, не указывает ли на отсутствие из вашего города чудотворной иконы Богородицы, явившейся в 1579 году?» — Нисколько не указывает, по моему мнению 12. Никто не будет отвергать, что во время первого и второго морового поветрия, о которых говорите Вы, были в Казани мощи свт. Гурия и свт. Варсонофия, были в городах и окрестностях казанских — чудотворная икона Преподобного Сергия в Свияжске, чудотворная явленная икона в пустыни Мироносицкой. Почему же, спрашивается, ни к одной из этих святынь, хотя все они благоговейно чтутся в Казани, не обратились казанцы с прошением о помощи против постигшего их бедствия? — Потому, что в бедствиях народных прибегают с мольбою к известным святым, известным иконам не самопроизвольно, а по указанию Божественному. В Москве много было чудотворных мощей и икон в Смутное время, но Москва обратилась с мольбою о помощи к иконе Казанской Божией Матери. Почему? Потому, что эту икону завещал взять нижегородцам в полки свои патриарх Гермоген, а в этом завещании патриарха видели волю Божию. Так точно и в Казани во время бывшей смертоносной язвы обратились с мольбою о помощи к иконе Божией Матери Смоленской, находящейся в Седмиозерной пустыни, потому что эта икона указана была московским гостем Шориным, в голосе которого видели высшее указание13.
Наконец, Вы находите вероятным, что самое название вашей иконы, присвоенное ей издревле «Казанская, что на пожаре», как именуется она в выходах царей, дано ей по первоначальному явлению на пожарище казанском. Так как такого названия явленной иконе Казанской Божией Матери здесь в Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; то мне кажется вероятнее предполагать, что ваша икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в самой Москве. Притом иконе ли усвояется это название? — Г. Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, я думаю, и вероятнее, потому что, если бы икона Казанской Божией Матери отличалась этим характеристическим названием, то такое название постоянно бы придавалось ей. Между тем как в выходах царей название «что на пожаре» придано вашей иконе всего три раза.
В заключение письма моего я должен упомянуть Вам об одном обстоятельстве, которое заставляло обращаться ко мне с тем же вопросом, который предложили Вы мне в Вашем письме. В конце 1849 г. вышла в свет в Москве книжка под названием: «Краткое историческое сказание о чудотворных иконах Казанской, Седмиозерной, Раифской и Мироносицкой». Издатель этой книжки счел нужным приложить к ней изображения Божией Матери Казанской и Смоленской. Но, вероятно, затрудняясь приобресть в скором времени снимки с икон Казанской Божией Матери, находящейся в Казанском девичьем монастыре, и Смоленской в Седмиозерной пустыни, приложил вместо их снимки с других икон, которые по месту его жительства были для него ближе и доступнее, именно с иконы Казанской Божией Матери, что в Казанском московском соборе, и с иконы Смоленской Божией Матери, что в московском первоклассном Новодевичьем монастыре. Издатель не объяснил при этом ни того, что он сделал это по своему желанию, без согласия автора, ни того, почему вздумалось ему поместить в книжке, в которой описываются чудотворные иконы казанские, а не московские, несообразные с описанием изображения. Потому естественно, что по мере распространения этой книжки в публике, в некоторых возникла мысль: не потому ли помещено в ней изображение Казанской Божией Матери, которое находится в Московском казанском соборе, что автор почитает именно эту икону явленною, а не ту, которая хранится в Казанском девичьем монастыре. Если и Вам приходила подобная мысль при чтении упомянутой книжки, то почитаю долгом повторить Вам то же, что говорил и другим, т.е. что изображения при книжке приложены издателем без моего ведома и согласия, что сам я всегда был вполне убежден, что явленная икона Казанской Божией Матери находится не в московском Казанском соборе, а в Казанском девичьем монастыре в Казани.
Казань 15 декабря 1851 года».
Письмо Григория Захаровича к протоиерею А. И. Невоструеву в собственноручной его копии, случайно уцелевшее до сего времени в библиотеке Казанской духовной академии, по предложению бывшего ректора академии Иоанна, впоследствии епископа Смоленского, было напечатано в форме статьи-анонима в журнале «Православный собеседник» за 1858 г. ч. III. В письме, при переделке его в статью, сделаны самые ничтожные изменения, о чем можно заключать из сопоставления вышеприведенного письма с журнальной статьей.
После ответа Григория Захаровича москвичи уже не поднимали ученого спора о подлинности и явленности Казанской иконы Божией Матери, хранящейся в Москве, и согласились, что явленная икона, теперь похищенная, хранилась тогда в Казани.
Протоиерей московского Казанского собора Димитрий Иванович Кастальский, один из ученых совопросников Григория Захаровича, скончавшийся в 1891 году, пред смертью издал «Сказание о чудотворной Казанской иконе Божией Матери» (Москва 1889 г., второе изд. 1892 г.). В своем издании он называет казанскую икону первообразом московской.
Когда священники Введенского храма, куда князь Пожарский поставил икону, донесли царю Михаилу Феодоровичу о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, говорит протоиерей Кастальский на основании Никоновской летописи, то «благочестивый царь, возымев, вместе со своею матерью, великою старицею инокинею Марфою, особенную веру к сему образу, повелел чествовать оный в Москве дважды в год, совершая крестные ходы 8 июля, в день явления первообраза 14 этой (т. е. московской) в Казани, и 22 октября в память очищения Москвы от врагов». Ясно, что первообразом или явленной Казанской иконой Божией Матери ученым протоиереем здесь признается хранившаяся в Казани, а не московская. Князь Пожарский, украсивши икону дорогой ризой, вскоре (около 1635 г.) построил для нее и особую церковь. Московский Казанский собор, на углу Никольской улицы и Красной площади, в виду Лобного места, где происходило чествование святыни в 1613 году. Здесь поставлен образ, бывший несколько лет в Введенской церкви. Чудотворная сила, данная этому образу, с того времени и доныне привлекает верующих в московский Казанский собор, и беспрерывная повесть о совершающихся в нем, пред образом Казанской Божией Матери, чудесах также известна всем благочестивым обитателям Москвы и многочисленным ее посетителям» 15. Признавая таким образом московскую Казанскую икону Божией Матери несомненно чудотворной, покойный протоиерей Д. И. Кастальский не считал ее явленною в Казани в 1579 году, а только списком с казанского первообраза и не допускал, чтобы московская икона была перенесена в Петербург.
Когда уже вполне выяснился вопрос о подлинности явленной иконы Божией Матери, хранящейся в Казани, а не в Москве, по какому-то недоразумению за подлинную явленную Казанскую икону Божией Матери считали и продолжают считать чудотворную икону, находящуюся ныне в санкт-петербургском Казанском соборе.
Это ошибочное литературное, хотя и весьма распространенное мнение, должно было давно уступить другому мнению, имеющему за собою несомненные архивные данные и потому более основательному, что петербургская икона написана и украшена по обещанию царицы Параскевы Феодоровны, вдовы царя Иоанна Алексеевича, брата Петра I, скончавшегося 13 октября 1723 года; следовательно, и эта икона не подлинная явленная Казанская икона Божией Матери.
Между тем священник одной из московских церквей, о. Н. Романский, в своем слове, 8 июля, в день праздника явления Казанской иконы Богоматери, ни словом не обмолвившись о великом казанском и всероссийском горе — святотатственном похищении явленной иконы, продолжает вводить в заблуждение слушателей и читателей его слова, говоря, что икона Божией Матери, явившаяся в Казани, населенной магометанами и язычниками, в начале XVII в. была перенесена в Москву, а отсюда по повелению Петра I в Петербург, где пребываете и ныне16.
С какой иконой Богородицы Казанской была освобождена Москва в 1612 году
Ведь сказания о явлении Казанской иконы Божией Матери с ошибочным мнением о перенесении явленной иконы из Казани чрез Москву в Петербург относятся ко времени не ранее 30-х гг. только что истекшего XIX столетия17. С конца 30-х годов того же столетия это мнение, уже как исторический факт, стало входить в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в упомянутое выше «Сказание о чудотворно явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием санкт-петербургского Казанского собора» издания 1867 года и во II отд. 1-го выпуска «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии», изданного в 1869 году особым ученым комитетом во главе с епископом Ладожским Павлом, впоследствии архиепископом Казанским. Здесь в описании святынь и достопримечательностей санкт-петербургского Казанского собора о местной и храмовой иконе Божией Матери положительно сказано, что эта, явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери, явилась в Казани в 1579 году и пребывала там только до нашествия поляков на отечество в 1612 году. В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению Императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой, на берегах Невы, столицы»18. Понятно, что так авторитетно выраженное ошибочное мнение и без всякой ученой критики выдаваемое за факт в столь серьезном издании, долго еще будет вводить в заблуждение очень многих относительно подлинности Казанской иконы Божией Матери, находящейся в санкт-петербургском Казанском соборе. Описателям последнего, очевидно, не был известен основательный взгляд Григория Захаровича, опровергавший ложное мнение москвичей, на подлинность их иконы. Письмом Г.3. сам собой разрешался вопрос и о санкт-петербургской чудотворной Казанской иконе Божией Матери.
Впрочем, А.А. Завьяловым ныне уже высказано авторитетное мнение относительно петербургской иконы в специальном его исследовании: «Чудотворная икона Казанская Божией Матери в Санкт-Петербурге»19. Почтенный исследователь вполне соглашается с мнением Григория Захаровича о явленной Казанской иконе Божией Матери, хранившейся в Казани до святотатственного похищения ее, но не отрицает и того, что цари из дома Романовых почитали московскую чудотворную Казанскую икону за свою особую покровительницу и всегда относились к ней, как к своей семемной святыне. Поэтому нет ничего удивительного, если император Петр Великий, сын царя Алексея Михайловича, особенно благоговевшего пред чудотворной иконой, в своих постоянных походах имеет при себе список Казанской иконы. Что касается того, что будто Петр Великий взял из Москвы чудотворную Казанскую икону и перенес ее в Петербург, как утверждают некоторые сказания, то, пишет Алексей Александрович Завьялов, это обстоятельство слишком важно, и о нем не молчали бы свидетельства современников Петра, между тем ни один из них не говорит о сем ни слова20. Позднейшие свидетельства о том, что взятая из Москвы чудотворная икона в 1710 году поставлена была первоначально в центре Петербурга, на Петербургской стороне в Посадской улице старого гостиного двора в полотняной церкви, устроенной в часовне, ни на чем не основаны и не согласны ни с хронологией, ни с историческими архивными данными о постройке Казанской часовни и церкви, в которых будто бы первоначально поставлена была икона21.
Петербургский список Казанской иконы Божией Матери
Казанская часовня близ старого гостиного двора в Петербурге, где находилась икона Казанской Божией Матери, была построена еще до указа 1707 года, запрещавшего постройку часовен вообще. Хранившаяся в ней икона, вернее всего, была принесена московскими торговыми людьми. Эти торговые люди впоследствии вошли в состав прихожан Рождественской церкви, построенной на берегу Невки на Большой Посадской улице. Сюда перенесена была из часовни икона, от которой самая часовня приняла свое имя Казанской. Но не этой иконе суждено было сделаться знаменитой святынею новой столицы. В первой четверти ХѴІІІ века в Петербурге не было всеми чтимой чудотворной Казанской иконы, принесенной из Москвы. Это можно заключать из того, что синодальный указ от 21 февраля 1722 года об отобрании чудотворных икон в соборные церкви и монастыри не видно, чтобы коснулся Петербурга.
В 20-х годах ХѴІІІ столетия в приходе церкви Рождества Богородицы находились присутственные места, начиная с мазанковых построек Сената. Среди прихожан — служилых людей — также был устроен образ Казанской Божией Матери, который взят был в 1720 году Феодосием, архиепископом Новгородским, «незнамо чего ради» и поставлен тот образ «явления Казанской Пресвятой Богородицы» в Троицком санкт-петербургском соборе, где он оставался до 1727 г. Желая возвратить образ, духовенство и прихожане Рождество-Богородицкой церкви доносили Св. Синоду, что «тот образ явления Казанской Пресвятыя Богородицы по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти от благоверныя великия государыни царицы и великия княжны Параскевии Феодоровны и от нас не малым иждивением». В Синоде навели справки, не по царскому ли указу икона взята в Троицкий собор. Справки оказались в пользу просителей; икона 2 марта 1727 г. была возвращена в церковь Рождества Пресвятой Богородицы22.
Можно предполагать, что перенесение образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из приходской церкви в Троицкий собор предварило синодальный указ 1722 года. 21 февраля, и, следовательно, икона тогда особо почиталась. Но это нисколько не ослабляет мысли, что она, как икона позднейшего происхождения, не может считаться за казанскую икону, чудесно явившуюся в 1579 году.
Икона Прасковьи Феодоровны особо чтимою в Петербурге сделалась с конца 1727 года, когда дано было синодальное разрешение (20 декабря) «входить с оным образом в дома приходских людей для моления, когда кто востребует по обещанию к болящим» 23. А. А. Завьялов, основываясь на синодальном разрешении, считает 1727-й год за начало признания Петербургской иконы чудотворною, хотя в семействе царицы Прасковьи Феодоровны и, по смерти ее, у болезненной ее дочери Прасковьи Иоанновны икона раньше пользовалась особым уважением, но лишь в качестве семейной святыни.
При первом своем пребывании в Санкт-Петербурге (1708-1711 гг.) Прасковья Феодоровна жила в приходе будущей Рождество-Богородицкой церкви, куда естественно было поступить ее семейной иконе. Другая дочь Прасковьи Феодоровны, Анна Иоанновна, построила для прославленной иконы вместо ветхого на Петербургском острове новый храм на Невском Проспекте24, тоже во имя Рождества Богородицы. Храм освящен 13 июня 1737 года в присутствии Анны Иоанновны. Икона Казанской Божией Матери была принесена сюда накануне из летнего дворца в новой богатой ризе, сделанной по приказанию императрицы. Прежняя, крайне ветхая, Рождество-Богородицкая церковь годом раньше была прикрыта в виду опасности при возможном ее разрушении.
Новая церковь сделалась придворною и самое изнесение иконы из нее поставлено под наблюдение чинов придворной конторы; при этом икона выносилась по прошениям только «в знатные домы для молебствия». Очевидно, царскую икону, пользовавшуюся уже всеобщим уважением, стеснялись выносить в дома всех просителей.
Со времени Елизаветы Петровны церковь Рождества Богородицы стала прямо именоваться Казанским собором, по уважению к его главной святыне. С 1743 года стали совершаться крестные ходы 30 августа в Александро-Невскую Лавру с чудотворной иконой, в которых участвовали иногда Елизавета Петровна и Екатерина ІІ, шествуя за чудотворной иконой.
6 апреля 1744 года Синод отменил запрещение об изношении икон из церквей в дома обывателей, после чего Казанская икона сделалась особо чтимою святынею всех жителей Петербурга. Император Павел Петрович прославил ее устроением в честь ее величественного Казанского собора, рядом с церковью Рождества Богородицы, на Невском проспекте. Александр I докончил постройку собора, а Николай Павлович приказал употребить на устройство в соборе серебряного иконостаса серебро (ок. 38 пуд.), принесенное в дар Казанскому собору донскими казаками еще в 1812 году. В этом соборе ныне находится глубокочтимая жителями Петербурга чудотворная Казанская икона Божией Матери25.
Беспристрастное исследование А.А. Завьялова о петербургской иконе убедительно для того, чтобы согласиться с основной мыслью автора, что чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в санкт-петербургском Казанском соборе, написана и первоначально украшена Прасковьею Феодоровной, по обещанию, а не чудесно явившаяся в Казани в 1579 году.
Знаток церковной старины Санкт-Петербурга придворный протоиерей В. Жмакин называет это мнение «имеющим за собою архивные данные и потому более основательным, чем более распространенное и утвердившееся мнение, что икона, находящаяся в санкт-петербургском Казанском соборе, есть подлинная явленная, чудотворно явившаяся в Казани в 1579 году, в Смутное время (1612-1613 гг.) перенесенная в Москву, и отсюда в 1710 году по повелению Петра I перенесенная в Петербург и помещенная сначала в часовне, а потом в храме Рождества Богородицы на Петербургской стороне, а затем поставленная в новоустроенном храме Рождества Богородицы на Невском проспекте»26.
В дополнение ко всему сказанному о подлинности явленной Казанской иконы Божией Матери, похищенной из Казанского женского монастыря, и о том, что в Москве и Петербурге находятся только чудотворные списки с нее, даже не точные, необходимо сказать следующее.
Посещение Казанско-Богородицкого монастыря высочайшими особами
В один из списков сказания митрополита Гермогена о Казанской иконе внесена запись, от 1 июня 1798 года, о закладке нового соборного каменного храма в Казанском женском монастыре в присутствии императора Павла Петровича с наследником Александром Павловичем и великим князем Константином Павловичем 1798 г. 30 мая, на память преподобного отца Исаакия Далматского. В этой записи мы, между прочим, читаем: «По отпусте святой литургии, которую Его Императорское Величество и Их Императорские Высочества благоизволили слушать в теплой соборной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы со родичной иконы, шествовали с преосвященным архиепископом, властьми духовными и гражданскими к месту святого престола» 28. Из приведенной записи ясно видно, что в конце XVIII в. явленной Казанской иконой Божией Матери считалась бывшая в Казанском женском монастыре. Тот самый император, который устроил величественный собор в Петербурге в честь петербургской Казанской иконы, воздал подобающее уважение первообразу, присутствуя на закладке нового холодного храма во имя явления чудотворного образа Казанской Божией Матери в Казанском женском монастыре.
Наконец, всматриваясь в изображения казанской, московской и санкт-петербургской чудотворных икон, легко убедиться, что ни одну из них нельзя назвать точным списком с другой. Особенно отлична санкт-петербургская икона, которую даже неопытный глаз художника-иконописца отнесет к XVIII в.
На иконе, похищенной из Казанского женского монастыря, Божия Матерь изображена с преклоненною главою к Божественному Младенцу. Изображение Богоматери — так называемое, грудное, а потому не изображено ни одной руки Ее. Богомладенец представлен стоящим, по одежде препоясанным и с десницею несколько отклоненною в правую сторону, благословляющим с перстосложением древним, близким к двуперстию, причем благословляющая рука пред грудью и нижнею частью шеи Богоматери. Глава Богоматери с круглым ликом склонилась почти к самой главе Богомладенца с волосами без пробора. Лик Богомладенца обращен к молящимся совершенно прямо. Икона письма древнегреческого, цвета темного; величина ее в ширину — 5 вершков, в длину — 6 вершков.
На московской иконе изображение также грудное. Глава Богоматери с продолговатым лицом мало склонена к Богомладенцу и далеко не доходит до Его главы. Благословляющая десница уже с совершенно правильным именословным благословением, в стороне от шеи и груди Богоматери. Вообще обе фигуры более выпрямлены и отклонены одна от другой. Волосы на голове Богомладенца имеют пробор справа налево; глава несколько обращена к Богоматери. По всему видно, что письмо московской иконы новее и даже, как будто, не греческое; величина иконы в длину — 6%, в ширину — 5% вершков.
Первоявленный образ и чудотворные списки: экскурс в иконографию
На петербургской иконе изображение Божией Матери менее чем поясное, высокой художественной кисти. Богоматерь на левой руке (руки не видно ни на казанской, ни на московской иконах) держит Богомладенца, Которого десница со сложенными перстами приподнята для благословения; размер иконы — 13. У вершков в длину и 12 вершков в ширину. Самое письмо и размер петербургской иконы говорят за то, что она — список не с иконы, находившейся в Казани, а с иконы, вероятно, московской, взятой за оригинал, быть может, по указанию Прасковьи Феодоровны29.
Итак, древнее всех — Казанская икона Божией Матери, святотатственно похищенная из Казанского женского монастыря; она чудотворно явленная; все существующие иконы, не исключая московской и петербургской, — позднейшие и даже далеко не точные списки с нее. И теперь этот первообраз похищен. Горе постигло не одну Казань, но и всю Россию.
Общерусская гражданская скорбь, взволновавшая русскую душу при вести о похищении Казанской святыни, для казанцев усугубляется своей интимною, внутреннею скорбью. Сколько никому не известных, никем не сосчитанных скорбных и благоговейных слез пролито православным людом Казанского края, особенно жителями Казани, пред похищенным ликом Богоматери. И горе, и тоска, и радость, и уныние — все влекло со слезами богобоязненный народ к пречистому образу. И сколько утешений, сколько радости получали все страждущие у великой святыни, взывая: «Радуйся, Заступнице Усердная рода христианского», — и облегчая свою скорбную душу в воззвании: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Заступница усердная, Мати Господа Вышняго о спасении всех молила Сына Своего Христа Бога нашего и защищала всех прибегающих под Ее покров в напастях, скорбях и болезнях. И рано утром, и поздно вечером казанцы притекали к чудотворному образу Богоматери. К нему шли и торгующий, и купующий, и русский, и инородец, испрашивая благословения на свои предприятия. Вместе с трудовыми свечами пред образом Богоматери горели молитвы взволнованных душ, притекающих к Помощнице и Заступнице. Теперь нет этой святыни, с которой Казань так сжилась и так сроднилась. Злой тать пришел «в нощи» не молиться, а грабить святыню и отнимать у казанцев их общую Матерь-Заступницу. Осиротелый храм Казанского женского монастыря — это образ осиротелой Казани.